Как устроен офис во всемирном торговом центре. Всемирный торговый центр Здания нового комплекса



План:

    Введение
  • 1 История и строительство
    • 1.1 Пожар 13 февраля 1975
    • 1.2 Террористический акт 26 февраля 1993 года
  • 2 Разрушение 11 сентября 2001
    • 2.1 Последствия
  • 3 Здания нового комплекса
  • Примечания

Введение

Координаты: 40°42′42″ с. ш. 74°00′49″ з. д.  /  40.711667° с. ш. 74.013611° з. д. (G) (O) 40.711667 , -74.013611

Всемирный торговый центр (англ. World Trade Center ), сокр. ВТЦ, более правильный перевод - Центр мировой торговли - так назывался комплекс из семи зданий, спроектированных Минору Ямасаки, американским архитектором японского происхождения, и официально открытый 4 апреля 1973 года в Нью-Йорке (США). Архитектурной доминантой комплекса были две башни (в действительности традиционному определению башни они не соответствуют), каждая по 110 этажей - Северная (высотой 417 м, а с учетом установленной на крыше антенны - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористической атаки. Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание Эмпайр-стейт-билдинг, которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка). Иногда эти башни называют «символом мирового господства США».


1. История и строительство

В 60-е годы престиж американской демократии пошатнулся. Чтобы пробудить в сознании людей гордость за свою страну и вернуть народу США оптимизм и веру в будущее был необходим всеамериканский проект - что-то грандиозное, что ошеломляюще подействует на умы и чувства миллионов людей.

Проектов, способных поразить воображение американского народа, выдвигалось немало. Одним из архитекторов, активно занявшихся проектом, был американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки (1912-1986), уже хорошо известный своими работами, в числе которых здание аэропорта в Сент-Луисе, комплекс сооружений Института искусств и ремесел в Детройте, Американский институт бетона.

Минору Ямасаки задумал проект Всемирного Торгового Центра в 1962 году, в январе 1964 года архитектор по заказу «Port Authority» создал чертежи зданий, чуть позже в этом же году представил на обсуждение макет в 1:130 натуральной величины, а уже через два года (5 августа 1966 года) мощные экскаваторы начали рыть котлован.

Строительство ВТЦ в 1971 году.

До близнецов небоскрёбы в Нью-Йорке возводились на естественной каменной основе. Манхэттен действительно каменный, у него под слоем земли камень, гранит, это видно, когда наблюдаешь за строительством новых домов: котлованы здесь не выкапываются, а вырубаются, выгрызаются стальными зубами врубовых молотков.

Первая проблема, с которой столкнулись инженеры, было то, что на том месте, где должны были встать близнецы, подножного камня не оказалось. Вместо этого там обнаружили искусственный, наносный грунт, который раньше «принадлежал» реке Гудзон. Этот грунт представлял собой большое количество искусственной земли, смешанный с пластами булыжника, песка, гравия, голышей, даже старые суда попадались в искусственной почве. Строители приходили в отчаянье: дополнительные трудности, дополнительные расходы, дополнительный бетон.

Это была не единственная проблема, подстерегавшая архитектора и инженеров. Следующей проблемой, постигшей их, оказались 164 больших и малых, узких и широких зданий, чаще всего каменных, которые стояли на месте будущего Всемирного Торгового Центра и должны были быть снесены. Снести их было нетрудно, но проблема после этого все же оставалась. Гораздо труднее было при этом оставить в целости, а потом и перенести насыщенную и сложную систему подземных коммуникаций, систему пожарной тревоги, многожильные телефонные и электрические кабели, газовые, тепловые, пневматические и водопроводные трубы, не задеть проходящую рядом скоростную автомагистраль и сохранить многочисленные пешеходные дороги и переходы.

Еще одной проблемой оказалась станция подземной железной дороги, отсюда начинающей подводный путь в Нью-Джерси, которая везёт на работу и увозит с работы сотни тысяч людей. Если бы дорогу закрыли, Нью-Йорк и все Соединенные Штаты ожидали неизбежные экономические проблемы. Подземка перевозила людей до тех пор, пока в нижнем ярусе комплекса не построилась новая подземная станция.

Нельзя сказать, что работа строителей была легкой. Что только стоят 1,2 млн куб. ярдов земли, которую пришлось выкопать и вывезти. Вместо нее под близнецами была создана так называемая Плаза - подземное пространство, где расположились многочисленные рестораны и банки, туристические бюро, кассы авиалиний, магазины, новая станция нью-джерсийской дороги, гораздо лучше прежней, складские помещения, технические мастерские для обслуживания близнецов и подземный гараж для двух тысяч автомобилей.

Столкнувшись с трудностью построения здания беспрецедентной высоты, инженеры применили прогрессивную структурную модель: жесткая «полая труба» из близко расположенных стальных колонн, с фермами этажей, расширяющимися к центральной части. По наружной поверхности каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка, между которыми, тоже по всей высоте были натянуты тросы. Колонны, отделанные серебристым алюминиевым сплавом, были 476.25 мм шириной и устанавливались всего лишь в 558.8 мм друг от друга, из-за чего издалека казалось, что в башнях совсем нет окон. Несущие стены собирались из готовых стальных блоков, вес каждого из которых 22 тонны, высота 36 футов (высота 4 этажей), ширина 10 футов. Двести тысяч тонн в общей сложности весила сталь, заложенная в Близнецов.

По мере того, как росли близнецы, монтажники укладывали междуэтажные перекрытия из специальной, заранее приготовленной на заводах гофрированной стали и прочных бетонных плит. Перекрытия крепились к наружным несущим стенам с наружной стороны и к внутренним, единственным в близнецах стальным колоннам с сугубо полезной функцией - их возвели для крепления внутренних лифтов.

Лифтовая система, использованная в зданиях, тоже являлась уникальной. Башни близнецы были первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Беспокоясь, что интенсивное воздушное давление, создаваемое высокоскоростными лифтами, могло согнуть стандартные валы, инженеры разработали решение, использующее «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Лифтам со стандартной конфигурацией для обслуживающих 110 этажей могла понадобиться половина площади нижних помещений для расположения шахт. Otis Elevators разработали быструю и компактную систему, в которой пассажиры должны были сменяться в «небесных вестибюлях» на 44-м и 78-м этажах, что уменьшило количество шахт вдвое. Всего в комплексе Всемирного Торгового Центра было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром из Port Authority. Каждый лифт грузоподъемностью 4536 килограмма мог поднять 55 человек со скоростью подъема - около 8,5 метров в секунду.

Строительство шло быстро, несмотря на то и дело возникавшие трудности с финансированием. Бюджет Нью-Йорка в 1965 −1970 гг. составлял 6 миллиардов долларов. Чтобы добыть деньги для инвестиции в строительство Торгового Центра, город выпустил облигации с гарантией их погашения. Но в 1970 г. Нью-Йорк постиг финансовый кризис. Подошел и срок выплат по облигациям. Стройку едва не заморозили. Для спасения положения пришлось ввести новые, повышенные налоги в сфере предпринимательства. Был найден и другой источник поступления денег: начали сдавать в аренду под офисы будущие помещения Близнецов. А они ожидались огромными - 100 тыс. кв. м. Из всех затруднений удалось, наконец, " выкрутиться ". Северную башню закончили строить в 1971 г., южную - в 1973 г. Торжественное открытие Всемирного Торгового Центра состоялось 4 апреля 1973 года.

Близнецы взлетели на рекордную высоту в 450 м. В сечении башни были квадратные, со стороной в 65 м. Каждая башня - в 110 этажей. Фундаменты конструкций ушли под землю на 23 м. На каркасы зданий истрачено 200 тысяч тонн стального проката, а кабели электрических сетей, общей мощностью 80 000 киловатт, протянулись на 3 тысячи миль - половину расстояния от Нью-Йорка до Лондона, через Атлантику. Перечисление количественных данных вряд ли может наскучить, потому что каждая новая цифра или число говорят о небывалом размахе созданного. Структура зданий была проста и разумна. Фасады выполнены в виде каркасов из стали и монтируемых на них модульных алюминиевых секций размерами 3,5х10 м, изготовленных заводским способом штамповки. Такая конструкция сейсмоустойчива и способна противостоять давлению ветра, очень сильного на большой высоте. По заверениям архитекторов, каждая башня Всемирного Торгового Центра могла выдержать столкновения с несколькими самолетами, однако 11 сентября 2001 года обе башни ВТЦ разрушились до основания.


1.1. Пожар 13 февраля 1975

13 февраля 1975 г. раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной Башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами. Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием. Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент в Мировом Торговом Центре не было системы для тушения пожара.


1.2. Террористический акт 26 февраля 1993 года

Разрушение в подвале

26 февраля 1993 г. в 12:17 дня на территорию Мирового Торгового Центра заехал грузовик с 680 кг взрывчатки, за рулем которого был Рамзи Юзеф. Он взорвался в подземном гараже Северной башни. В результате взрывной волной через 5 подземных этажей была проделана дыра диаметром 30 м, причинив максимальный ущерб уровням В1 и В2 за всю их историю и существенный ущерб уровню В3. Шесть человек было убито (когда люди выбегали их просто "затоптали") и еще 50 000 рабочих и посетителей не могли дышать из-за нехватки кислорода на 110 этажах башен. Многим людям, находившимся внутри Северной башни, пришлось спускаться вниз по тёмным лестницам, причём у некоторых на это ушло более двух часов.

Юзеф сбежал в Пакистан вскоре после взрыва, но был арестован в Исламабаде в феврале 1995 г. и экстрадирован в США для судебного процесса. Шейх Омар Абдел Раман в 1996 г. был обвинён в участии в организации взрыва и в других заговорах. Юсеф и Айд Измоил были приговорены к пожизненному заключению в 1997 г. за причастность к взрыву. Ещё четверым также за участие во взрыве был вынесен приговор в мае 1994 г. Согласно данным суда, целью заговорщиков была полная дестабилизация Северной башни, следом за ней должна была последовать Южная - то есть полное уничтожение обеих башен.

После взрыва потребовалось восстановление пострадавших этажей, особенно потому что они несли структурную нагрузку и являлись опорными. Стена из жидкого цемента после взрыва оказалась в опасности, также были утеряны металлические пластины, препятствующие давлению воды Гудзона с другой стороны. Охладительная установка на подуровне В5, снабжавшая воздухом весь комплекс Всемирного торгового центра, была выведена из строя.

После теракта портовые власти установили фотолюминесцентные указатели на стенах. Система извещения о пожаре должна была быть полностью заменена из-за того, что проводка и система сигнализации оригинальной системы вышли из строя. В память о жертвах был создан отражающий водоём с именами погибших в результате взрыва. К сожалению, мемориал также был разрушен в результате теракта 11 сентября. Новый мемориал общий для жертв взрыва и теракта появится в новом комплексе, строящемся на месте бывшего Всемирного торгового центра.


2. Разрушение 11 сентября 2001

Вид на охваченый огнём Всемирный Торговый Центр

11 сентября 2001 г. террористы захватили рейс 11 авиакомпании American Airlines и устроили преднамеренное столкновение его с Северной башней в 08:46 (со стороны северного фасада, между 93 и 99 этажами). Спустя семнадцать минут вторая группа террористов врезалась на таком же похищенном самолёте рейса 175 (United Airlines Flight 175) авиакомпании United Airlines в Южную башню (этажи 77-85). Вследствие разрушений, причинённых Северной башне корпусом самолёта, были полностью перекрыты все выходы из здания выше места столкновения, в результате чего в ловушке оказались 1 344 человека. Удар второго самолёта, в отличие от первого, пришёлся ближе к углу небоскрёба, и один лестничный колодец остался неповреждённым. Однако немногим людям удалось беспрепятственно спуститься по нему до момента обрушения строения. Но всё же, несмотря на то, что удар самолёта по Южной башне пришёлся ниже, здесь оказались заблокированными между этажами или погибли сразу менее 700 человек – гораздо меньше, чем в Северной. В 9:59 Южная башня рухнула из-за пожара, повредившего стальные элементы конструкции, уже и без того ослабленные столкновением с самолётом. Северная башня обрушилась в 10:28 утра, после пожара, длившегося 102 минуты.

В 17:20 11 сентября 2001 г. развалился восточный пентхаус седьмого корпуса Всемирного торгового центра (ВТЦ-7), а в 17:21 рухнуло всё здание из-за того, что стихийно возникшие пожары необратимо разрушили его конструкцию. Третий корпус Всемирного торгового центра, отель Марриотт (ВТЦ-3), был задет падающими Башнями-близнецами. Три оставшихся здания комплекса серьезно пострадали от упавших обломков и в конце концов были снесены, поскольку не подлежали восстановлению.
Здание Дойче банка на другой стороне Либерти-Стрит, напротив комплекса Всемирного торгового центра, позже было признано непригодным для нахождения в нём людей из-за высокого содержания токсичных соединений в помещениях; сейчас это строение разбирают. Фитерман-Холл Общественного Колледжа Манхеттена на Западном Бродвее, 30, также предназначен к сносу из-за обширных повреждений, полученных во время теракта.

Уже после теракта СМИ сообщили, что могли пострадать десятки тысяч человек, так как в обычные рабочие часы в комплексе могло находиться свыше 50 000 человек. В результате теракта 9/11 были выписаны 2 752 свидетельства о смерти, в том числе, на имя Фелиции Данн-Джонс, чья смерть была зарегистрирована только в мае 2007 г.; Данн-Джонс умерла спустя пять месяцев после теракта из-за ужасного состояния лёгких, вызванного тучами летающей пыли во время обрушения зданий Всемирного торгового центра. Ещё две жертвы были позднее добавлены в официальный список погибших: врач Снэа Анна Филип (Sneha Anne Philip), которую в последний раз видели за день до теракта, и Леон Хейуорд, умерший в 2008 г. от лимфомы, спровоцированной вдыханием воздуха, насыщенного пылью, поднявшейся при обрушении Башен-близнецов. Инвестиционный банк Кантор Фитцджеральд Л.П., размещавшийся на 101-105 этажах Всемирного торгового центра, потерял 658 сотрудников - больше, чем любое другое учреждение, даже Компании Марш и МакЛеннан, расположенные непосредственно под помещениями банка на 93-101 этажах (куда врезался самолет террористов) и потерявшие 295 человек. На третьем месте по людским потерям (175 человек) – Корпорация Аон (Aon Corporation). Ещё погибли 343 пожарных Нью-Йорк Сити, 84 служащих Портового управления – Port Authority of New York and New Jersey, в том числе 37 сотрудников Департамента полиции Портового управления – Port Authority Police Department (PAPD) и 23 офицера Департамента полиции Нью-Йорка. Изо всех тех людей, которые находились в башнях в момент их обрушения, живыми были извлечены только 20 человек, в том числе, полицейские PAPD – Уилл Джимено и Джон МакЛафлин (восемнадцатый и девятнадцатый выжившие).


2.1. Последствия

В результате все семь зданий комплекса были разрушены: три самых высоких строения (Северная Башня, Южная Башня и ВТЦ-7) обрушились (здание ВТЦ-7 не было атаковано, и по официальной версии причиной его разрушения стали внутренние пожары вследствие попадания в него обломков при атаках на Башни-близнецы), отель «Мэрриотт» был почти полностью уничтожен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2, остальным трём строениям был причинён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже снесены. Также в результате обрушения ВТЦ-2 был нанесён непоправимый урон 40-этажному зданию Дойче Банка, которое в настоящее время демонтируется.

На месте рухнувших башен-близнецов возведён мемориальный комплекс. В настоящее время идёт реконструкция комплекса, которую планируют завершить к 2012 году.


3. Здания нового комплекса

  • Freedom Tower (Башня 1 )
  • 200 Greenwich Street (Башня 2 )
  • 175 Greenwich Street (Башня 3 )
  • 150 Greenwich Street (Башня 4 )
  • 130 Liberty Street (Башня 5 )
  • 7 World Trade Center
  • Мемориал Всемирного торгового центра
  • Транспортный хаб Всемирного торгового центра

Также на месте обрушения зданий ВТЦ планируется построить мечеть и исламский центр.


Примечания

  1. «Всемирный торговый центр» - теперь и в Москве... - yermolovich.ru/faq/4-3
  2. 9/11 Commission Report - www.9-11commission.gov/report/index.htm. The National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States.
  3. Dwyer, Jim, Lipton, Eric et al.. 102 Minutes: Last Words at the Trade Center; Fighting to Live as the Towers Die - query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9F00E6DC153BF935A15756C0A9649C8B63&sec=&spon=&pagewanted=4, The New York Times (May 26, 2002).
  4. NIST NCSTAR 1-1 (2005), p. 34; pp. 45–46
  5. FEMA 403 -World Trade Center Building Performance Study, Chapter. 5, section 5.5.4 - www.fema.gov/pdf/library/fema403_ch5.pdf (PDF).
  6. Final Report on the Collapse of World Trade Center Building 7 - Draft for Public Comment - wtc.nist.gov/media/NIST_NCSTAR_1A_for_public_comment.pdf xxxii. NIST (August 2008).
  7. World Trade Center Building Performance Study - www.fema.gov/rebuild/mat/wtcstudy.shtm. FEMA (May 2002).
  8. World Trade Center Building Performance Study - Bankers Trust Building - www.fema.gov/pdf/library/fema403_ch6.pdf. FEMA (May 2002).
  9. The Deutsche Bank Building at 130 Liberty Street - www.renewnyc.com/plan_des_dev/130Liberty/default.asp. Lower Manhattan Construction Command Center.
  10. Fiterman Hall - Project Updates - www.lowermanhattan.info/construction/project_updates/fiterman_hall_39764.aspx. Lower Manhattan Construction Command Center.
  11. DePalma, Anthony. For the First Time, New York Links a Death to 9/11 Dust - www.nytimes.com/2007/05/24/nyregion/24dust.html, The New York Times (May 24, 2007).
  12. Official 9/11 Death Toll Climbs By One - www.cbsnews.com/stories/2008/07/10/national/main4250100.shtml, CBS News (July 10, 2008).
  13. Foderaro, Lisa W.. 9/11"s Litany of Loss, Joined by Another Name - www.nytimes.com/2009/09/12/nyregion/12groundzero.html (September 11, 2009).
  14. Siegel, Aaron. Industry honors fallen on 9/11 anniversary - www.investmentnews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20070911/REG/70911011, InvestmentNews (September 11, 2007).
  15. Lung Ailments May Force 500 Firefighters Off Job - query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9C05E1DC1631F933A2575AC0A9649C8B63, The New York Times (September 10, 2002).
  16. Post-9/11 report recommends police, fire response changes - www.usatoday.com/news/nation/2002-08-19-nypd-nyfd-report_x.htm (August 19, 2002).
  17. Police back on day-to-day beat after 9/11 nightmare - archives.cnn.com/2002/US/07/20/wtc.police/index.html, CNN (July 21, 2002).
  18. В Нью-Йорке состоялась премьера фильма Оливера Стоуна - www.svobodanews.ru/content/News/259800.html, Радио Свобода (August 07, 2006).
  19. В Нью-Йорке на месте башен-близнецов построят мечеть - www.k2kapital.com/news/222476/
  20. На месте башен-близнецов построят мечеть - www.ntv.ru/novosti/193798/
  21. Мечеть, о которой нельзя молчать - www.svobodanews.ru/content/article/2131015.html, Радио Свобода (August 18, 2010).

7 корпус Всемирного торгового центра (англ. WTC 7) - здание, построенное в районе Нижний Манхэттен города Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Это второе здание с этим названием и адресом. Первое сооружение было построено в 1987 году и было разрушено в результате терактов 11 сентября 2001 года. Настоящее сооружение было открыто в 2006 году на месте предыдущего. Оба проекта были разработаны Ларри Сильверстайном, который является арендатором участка, находящегося во владении Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси.

Описание

Первое здание

Оригинальное здание имело 47 этажей и каменный фасад. Надземный пешеходный переход соединял здание с площадью Всемирного торгового центра. Построено здание было над электроподстанцией, что создало уникальные ограничения в процессе планирования и строительства. Как следствие, в конструктивном отношении здание состояло из четырёх уровней: Первые четыре этажа включали в себя два двухэтажных вестибюля, каждый - в центре южной стороны 1-го и 3-го этажей. Северная сторона 1-го и 2-го этажей была занята электроподстанцией. Остальная площадь первых четырёх этажей северной, восточной и западной сторон здания включала в себя конференц-зал, офисы, кафетерий и другие помещения. 5-й и 6-й этажи были механическим пространством. На этих этажах размещались связки и перекладины, перераспределяющие вес верхних этажей между структурными основаниями электроподстанции и четырёх нижних этажей здания. Этажи с 7-го по 45-й структурно были почти идентичны друг другу, и были заняты различными офисами. Исключением были 22-й и 23-й этажи, на которых находился армирующий брекер. 46-й и 47-й этажи, включая большей частью офисное пространство, были усилены для поддержания башенного охладителя и водяных баков для системы пожаротушения. 11 сентября 2001 года здание было повреждено падающими обломками Северной башни торгового центра. Внутри здания, на нижних этажах, начались пожары. Повреждение системы водоснабжения в результате падения башен нарушило работоспособность внутренней системы пожаротушения, и не позволяло пожарным эффективно бороться с огнём. Около 15:30 пожарным было приказано покинуть здание из-за опасности обрушения. Территорию вокруг строения оцепили в ожидании обрушения, которое произошло в 17:20 по местному времени.

Второе здание

Строительство нового здания было начато в 2002 году, и закончено в 2006. Нынешнее строение имеет 47 наземных этажей и 1 подземный, и входит в число 40 самых высоких зданий Нью-Йорка. Это здание занимает чуть меньшую площадь в сравнении с прошлым, что позволило восстановить участок улицы Гринвич-стрит, ранее прерывавшейся в районе Всемирного торгового центра. На освободившейся площади между улицами Гринвич-стрит и Вэст Бродвэй был разбит парк с фонтаном, получивший название Silverstein Family Park и посвящённый пережившим события 11 сентября 2001 года. При строительстве нового здания особое значение придали безопасности: здание имеет крепкую железобетонную сердцевину, широкие лестницы, и более…

История ВТЦ (Всемирного Торгового Центра) началась в 1946 году.
Шел первый послевоенный год - Европа лежала в руинах, Япония отходила от последствий атомной бомбардировки, Китай находился в предчувствии гражданской войны. Единственной страной, обошедшейся малой кровью, могучим ударом , были США - на очень короткое время мир стал Pax Americana .

Pax americana et sovietica

Лучше быть мертвым, чем красным
(антикоммунистический лозунг)
Мы вас похороним
(Н.С.Хрущев)

Доллар был признан международным платежным средством, начал осуществляться план Маршалла, были созданы Международный Валютный Фонд, Международный Банк и, конечно же, ООН.

Штаб-квартира ООН разместилась в космополитичном Нью-Йорке.

В 1946 году нью-йоркские отцы города, предвидя расцвет международной торговли в послевоенном мире, предложили построить в Нижнем Манхэттена "всемирный торговый центр".

Идея оказалась преждевременной. Советский Союз, имея самую сильную сухопутную армию, обзавелся атомной бомбой. Над Европой Советы опустили железный занавес, в Азии же, подружившись навеки с Китаем, развязали Корейскую войну.

Мир из Pax americana превратился в Pax americana et sovietica (мир по-американски и мир по-советски)

Холодная война не очень способствовала расцвету международной торговли - к идее постройки ВТЦ американцы вернулись только в конце пятидесятых. Слово "всемирный" теперь касалось исключительно капиталистического мира.

Центр предполагалось строить в Нижнем Манхэттене, находившемся в глубоком кризисе. После 1929 года здесь не было построено ни одного нового небоскреба, а сам район постепенно превращался в город-призрак. Остановить этот процесс довелось братьям Рокфеллерам - Дэвиду и Нельсону.

Рокфеллеры. "Барон", филантроп, политик, банкир

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем
"Капиталистические акулы. Биография американских миллионеров" ...
Как человек умный, он поймет, что часть меньше целого, и отдаст мне эту часть из опасения потерять все
(Золотой Теленок)

Братья принадлежали к не самой последней в капиталистическом мире династии - их дедом был тот самый Robber Baron (барон-разбойник) Джон Рокфеллер-старший , который Стандарт Ойл, а отцом - филантроп Джон Рокфеллер-младший (Рокфеллер-центр).

Джон Рокфеллер-старший

Джон Рокфеллер-младший и его сыновья - Дэвид, Нельсон, Уинтроп, Лоренс и Джон Рокфеллер III-ий, ожидающие прибытия гроба с телом Джона Рокфеллера-старшего (1937)

Если на основателе династии, первом "долларовом" миллиардере мира, навсегда осталось клеймо барона-разбойника, то его наследники прославились как филантропы и политические деятели - деньги не пахнут.

Самыми заметными фигурами из пяти братьев были Нельсон и Дэвид.

Спасти Нижний Манхэттен!

Небоскребы ВТЦ собирались назвать "Нельсон" и "Дэвид"
(Нью-йоркский фольклор)

Нельсон Рокфеллер , вице-президент в администрации Джеральда Форда, 14 лет был губернатором штата Нью-Йорк.

Дэвид Рокфеллер с 1961 года являлся президентом Чейз-Манхэттен Банка.

Именно с постройки 60-этажного небоскреба Чейз-Манхэттен Банк началось возрождение Нижнего Манхэттена как делового центра.

В 1960 году "Ассоциация Даунтаун-Нижний Манхэттен", возглавляемая Дэвидом Рокфеллером, разработала план создания Всемирного Торгового Центра - комплекса офисных зданий и отелей. При поддержке губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера план начал претворяться в жизнь.

Такой грандиозный проект могла осилить только Port Authority - могущественная организация, ответственная за инфраструктуру внутри кольца радиусом 40 км и центром - Статуей Свободы.

Через тернии - к звездам

Возведение ВТЦ, конечно, не могло обойтись без конфликтов. Столкнулись интересы двух штатов (Нью-Йорка и Нью-Джерси), города Нью-Йорка, владельцев Эмпайр Стэйт Билдинга и организации Port Authority . Сторонам пришлось идти на компромиссы, делать уступки и получать сдачу.

Почти всех примирил перенос места ВТЦ с восточного побережья Манхэттена (Ист-Ривер) на западное (Гудзон). При этом ВТЦ планировали строить как раз над железнодорожными туннелями, соединяющими Манхэттен с нью-джерсийским побережьем.

1 - первоначальное место для ВТЦ, 2 - ВТЦ

В результате штат Нью-Джерси получал модернизацию железной дороги, а штат Нью-Йорк и Port Authority - прибыль от эксплуатации терминала этой дороги, который планировалось построить под ВТЦ.

Разрешались противоречия в коридорах власти, на площади вышла только последняя битва - с владельцами маленьких магазинов, расположенных на месте будущего ВТЦ. Это были в основном магазины электроники - место так и называлось Radio Row (Радиоряд).

Бизнесмены, за спинами которых маячили владельцы Эмпайр Стейт Билдинга, не желавшие появления такого конкурента, устраивали демонстрации и пытались действовать через суд.

Все их усилия оказались напрасными - 21 марта 1966 года было снесено первое из краснокирпичных зданий Radio Row.

Что же планировали строить под таким громким названием - Всемирный Центр?

Еще в 1962 году в конкурсе, в котором участвовали архитекторы первого ранга, победил малоизвестный архитектор из Детройта - 49-летний американец японского происхождения Минору Ямасаки .

Тихий японо-американец

Биография Минору Ямасаки - классическая иллюстрация успеха по-американски. Родившийся в Сиэтле в семье японских иммигрантов (его отец работал на местной обувной фабрике, а мать была пианистка), он рано столкнулся с расизмом, сильно развитым тогда в тех местах. Чтобы заработать на учебу в колледже, он ездил на Аляску, где работал по 14 часов в день на рыбопромысловых судах.

Минору Ямасаки показывает на макете Нижнего Манхэттена место под ВТЦ

Два по сто десять

Перед Ямасаки была поставлена скромная задача - спроектировать здание, в котором офисного пространства будет в пять раз больше, чем в Эмпайр Стэйт Билдинге. Перебрав десятки вариантов - одинокий небоскреб в 150 этажей, четыре небоскреба, комплекс невысоких зданий и другие, архитектор остановился на двух одинаковых небоскребах-параллелепипедах с квадратным сечением.

В работах американского архитектора японского происхождения очевидно итальянское влияние.

Форма и расположение небоскребов - как у башен средневекового итальянского города Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра

Готические арки - как у Дворца Дожей в Венеции

Дворец Дожей

Плаза Всемирного Торгового Центра

В первоначальном варианте небоскребы состояли из 80 этажей, что делало их ниже Эмпайр Стэйт Билдинга.

Гай Тоззоли, отвечающий за проект от организации Port Authority , заявил:
Яма, президент собирается высадить человека на Луну. Я хочу, чтобы наши небоскребы были самыми высокими в мире

Ямасаки добавил по 30 этажей. Теперь 110-этажные небоскребы обошли Эмпайр Стэйт Билдинг... и начали вторую высотную гонку. Как известно, первая высотная гонка завершилась в 1931 году, и победитель, Эмпайр Стейт Билдинг, 40 лет оставался самым высоким зданием мира. Вторая гонка продолжается до сих пор:

Всемирный Торговый Центр (1973)
Сирс Тауэр (1974)
Башни Петронас (1998)
Тайбэй 101 (2004)
Шанхайский всемирный финансовый центр (2008)
Новый ВТЦ-1 (2013, строится)
Бурдж-Халифа (2010)


6 августа 1966, двадцать лет спустя после рождения идеи комплекса, строительство Всемирного Торгового Центра началось.

Стройка века

Мы строили, строили и наконец построили

Возведение небоскреба - неординарная задача сама по себе, но постройка ВТЦ была беспрецедентна по масштабам и по трудностям.

Проблемы начались с фундамента. Небоскреб должен стоять на bedrock (твердой породе). До нее в выбранном для Центра месте оказалось более 20 метров. Просто копать было опасно из-за близости океанских вод, поэтому до начала рытья по всему периметру будущей стройки была сооружена подземная "стена". Конструкция получила название bathtub (корыто) .

Bathtub (указана стрелками). Туннели: 1 - в Нью-Джерси, 2 - из Нью-Джерси

А что было делать с таким количеством выкопанной земли? Нью-Йорк вспомнил про свои голландские корни - жители Нидерландов (Нижних Земель) славились умением отвоевывать у моря пространство. Голландские колонисты принесли это ноу-хау в Новый мир, а англичане воспользовались их знаниями - за столетия колонизации очертания Манхэттена сильно изменились.

Эти изменения демонстрирует фотография 30-х годов - надземная линия метро проходит по границе Нового Амстердама

1 - место под ВТЦ, 2 - район будущей насыпи

Строящиеся башни ВТЦ и насыпь

Позже на насыпи были построены жилой комплекс Battery Park City и Всемирный Финансовый Центр . Четыре приземистых небоскреба Финансового Центра, похожие на Телепузиков, радуют глаз разнообразием верхушек - египетская пирамида, пирамида майя, купол и мастаба

Синие точки - очертания Манхэттена в год его "покупки" у индейцев (1626), серая область - рукотворные районы.

Глубины bathtub хватило на семь подземных этажей, над которыми началось возведение 110-этажных башен.

При строительстве были использованы выписанные из Австралии краны Kangaroo , способные самонаращиваться

Необычную конструкцию небоскребов ВТЦ демонстрирует уникальная фотография, на которой, как на рентгеновском снимке, виден "скелет" Северной Башни.

Вес небоскреба несли две группы колонн - центральная и внешняя.

Лестницы и лифты располагались в центре, а для офисов предназначалось пространство между центральными и внешними колоннами. Такая конструкция давала будущим арендаторам свободу перепланировки офисов.

У типичных небоскребов того времени фасады были сплошь из стекла, у Близнецов окна находились в глубине, за колоннами.

В темное время суток окна было прекрасно видно

Днем же небоскребы становились слепыми монолитами

Так выглядели небоскребы к концу строительства, в 1970 году.

Последний этаж Северной Башни был возведен в конце 1970 года, Южной - в середине 1971-го. Открытие Центра состоялось 4 апреля 1973 года .

Ножками огромного камертона казались Близнецы по завершению строительства.

Возможность увидеть их во весь рост исчезла после постройки в 1988 году Всемирного Финанасового Центра.

Стоимость строительства вышла за 1,5 милларда долларов, строили ВТЦ 7,5 тысяч человек, погибло 8 человек.

Перпендикулярный город

Как принято, США разделены на районы, которым присвоены почтовые индексы (zipcode ).

Необычным является назначение индекса отдельному зданию. В Нью-Йорке 44 небоскреба достаточны крупны, чтобы иметь собственный почтовый индекс. Например, почтовый индекс Эмпайр Стэйт Билдинга - 10118 , Крайслер Билдинга - 10174 , Сиграм Билдинга - 10152 .

Индексом ВТЦ являлись цифры 10048 .

Всемирный Торговый Центр был настоящим городом - в зданиях комплекса в будний день находилось до 50 тысяч работающих и от 50 до 100 тысяч посетителей. Это позволяло считать его шестым по населению "городом" штата Нью-Йорк.

ВТЦ - это шесть зданий, уместившихся на Плазе (площади) в 16 акров, и одно здание - вне площади.


1 WTC - Северная Башня
2 WTC - Южная Башня
3 WTC - отель Марриот
4 WTC - товарно-сырьевая биржа
5 WTC - Dean Witter Building
6 WTC - Таможня США
7 WTC - Salomon Brothers Bank

Часто весь комплекс называли просто Близнецы - остальные здания меркли рядом с 110-этажными башнями:

Высота Северной Башни (без антенны) - 417 метров
Высота Южной Башни - 415 метров
Высота антенны - 104 метра

Доставка людей и грузов производилась лифтами - их в каждой башне было 103 (97 пассажирских и 6 грузовых). Лифты-экспрессы останавливались только на 44-ом, 78-ом и самом верхнем этажах (так называемых skylobbies - небесных вестибюлях). Для промежуточных этажей надо было пересаживаться на локальные лифты.

В центре Плазы находился фонтан с вращающейся сферой

Под плазой располагался молл, ниже молла - подземный гараж на 2000 мест. На уровне седьмого этажа проходил железнодорожный туннель.

Стерпится - слюбится

Первоначальная реакция нью-йоркцев и гостей столицы мира на творение Ямасаки была весьма прохладная:

Близнецы - это коробки, в которых были доставлены Крайслер-билдинг и Эмпайр Стэйт Билдинг
(Hью-йоркский фольклор)

Самыми безжалостными критиками были профессионалы:

Ада Хакстэйбл , архитектурный критик:
Башни - голая технология, вестибюли - слезливая сентиментальность, влияние на Нью-Йорк - чистая фантазия... Двадцати-двух дюймовые (56 см) окна так узки, что одна из чудесных возможностей, предоставляемых высотными зданиями - захватывающий вид сверху, полностью отсутствует. ... Башни - большие здания, но они - не великая архитектура.

Пол Голдбергер , архитектурный критик:
Он [Центр] большой. Он больше любого строения. Он еще раз показал, что человек может приспособиться к чему угодно... Его влияние на город, касается ли это скайлайн, среды даунтауна и цен на недвижимость, невозможно переоценить. Но сами здания Центра так скучны и банальны, что их не стоило бы возводить даже для банка в Омахе.

В конечном итоге Близнецы повторили судьбу Эйфелевой башни - к ним привыкли, затем перестали замечать, потом начали гордиться.

В результате которого погибло почти 3 000 человек из 92 стран. На месте рухнувшего Всемирного торгового центра возводятся новые небоскребы, музей и мемориал в память о теракте.

О том, на что будет похож новый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, мы расскажем в сегодняшнем репортаже.

Незадолго до 10-й годовщины терактов 11 сентября 2001 года США сообщили о наличии некой угрозы безопасности американских граждан в Нью-Йорке и в Вашингтоне. Были усилены меры безопасности. Эта фотография сделана 24 августа 2011 на Пенсильванском железнодорожном вокзале в Нью-Йорке. (Lucas Jackson | Reuters):

Нью-Йорк, 16 июня 2011. Пожарная машина, которая принимала участие в тушении пожаров на месте крушения «башен-близнецов» Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Такого рода экспонаты будут продаваться в пожарные части, города и музеи по всему миру для создания мемориалов в память о терактах 10-летней давности. (Фото Mike Segar | Reuters):

Немного истории. Всемирный торговый центр (ВТЦ) в Нью-Йорке - это комплекс из 7 зданий, спроектированных американским архитектором японского происхождения Минору Ямасаки, и официально открытый 4 апреля 1973 года. Архитектурной доминантой комплекса были две 110-этажные башни-близнецы - Северная (высотой 417 метров, а с учетом установленной на крыше антенны - 526 метров) и Южная (высотой 415 метров). Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире. Комплекс ВТЦ был разрушен в результате терактов 11 сентября 2001 года. После крушения Всемирного торгового центра самым высоким зданием в Нью-Йорке было здание Эмпайр-стейт-билдинг.

Строительная площадка нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 31 августа 2011. (Фото Mark Lennihan | AP):

В результате теракта 11 сентября 2001 года все 7 зданий комплекса были разрушены : три самых высоких здания обрушились ВТЦ-1 (Северная Башня, 110 этажей), ВТЦ-2 (Южная Башня, 110 этажей) и ВТЦ-7 (47 этажей), которое не было атаковано, его снесли промышленным способом. ВТЦ-3 (отель «Марриотт», 22 этажа) был почти полностью разрушен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2. Остальным трём зданиям комплекса был нанесён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже были снесены. На месте рухнувших башен-близнецов возведён мемориальный комплекс.

Вид сверху на строительную площадку нового ВТЦ, Нью-Йорк 24 августа 2011. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Башня Свободы или Всемирный торговый центр Башня 1 (ВТЦ-1) - центральное здание в новом комплексе Всемирного торгового центра, строящегося в нижнем Манхэттене в Нью-Йорке. Окончание строительства Башни Свободы планируется в 2013 году. Некий человек его пытается сфотографировать на телефон, 20 июля 2011. (Фото Mike Segar | Reuters):

Вот она, строящаяся Башня Свободы нового Всемирного торгового центра, 28 августа 2011. На 2007 год стоимость ее возведения оценивалось в 3 миллиарда долларов. В небоскребе будет 108 этажей, его высота - 417 метров (крыша). (Фото Chip Somodevilla | Getty Images):

Кладбище в Вильнюсе, Литва. Этот человек потерял 11 сентября 2001 года свою дочь Лену, которая работала в здании Всемирного торгового центра. (Фото Mindaugas Kulbis | AP):

21 августа 2011. Мемориал у здания Пентагона, куда врезался 3-й самолет, рейс 77 American Airlines. (Фото Paul J. Richards | AFP | Getty Images):

Мемориал 9/11 у здания Пентагона, 3 сентября 2011 года. (Фото Jim Watson | AFP | Getty Images):

Национальный Мемориал 11 сентября на месте крушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке будет открыт 11 сентября 2011 года, 10 лет спустя теракта. Он представляет собой 2 квадратных бассейна, расположенных точно на месте бывших «башен-близнецов». Музей будет располагаться под мемориалом на глубине около 21 метр под землей, но откроют его только в 2012 году. Одна из стен подземного музея будет необычной: на ее месте установят фрагмент стены, сохранившейся во время теракта 11 сентября 2001года. По оценкам около 5 миллионов человек будут посещать памятник ежегодно, что станет рекордом среди всех исторических мест США.

Некоторые экспонаты будущего музея на месте рухнувших башен-близнецов. Это шлем погибшего пожарного. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Еще один экспонат - туфли в крови. Эта женщина работала на 97 этаже Южной башни, когда 1-й самолет врезался в Северную башню. Системы оповещения говорили, что нужно оставаться на месте , но она решила бежать из здания вниз по лестнице. И это было самое правильное решение в ее жизни. В тот момент, когда она достигла 61-го этажа, в Южную башню врезался второй самолет всего несколькими этажами выше. Женщина успела выбежать из небоскреба до его крушения. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Сотовые телефоны и пейджеры погибших. 10 лет на них звонили родственники и знакомые, но их хозяева не отвечали…(Фото Saul Loeb | AFP | Getty Images):

В поисках лучшего кадра, 7 сентября 2011. Световой мемориал «Дань в свете», временно установленный на месте бывшего Всемирного торгового центра. Два столба света высотой в полтора километра, бьющих в небо с того самого места, где стояли «башни-близнецы» ВТЦ, можно увидеть с наступлением темноты в Нью-Йорке с 11 марта по 11 апреля 2012 года. Включают они с наступлением сумерек, а выключают в 23 часа. Каждый из этих 7000-Ваттных лучей формируется 44 прожекторами, расположенными на площадках 15?15 метров - это примерно четверть от той площади, которую занимала одна башня. Э то дань погибшим, выраженная в свете. (Фото Andreas Gebhard | Getty Images):

Эмпайр Стейт Билдинг (в центре) и строящаяся Башня Свободы (ВТЦ-1), 30 августа 2011. (Фото Mark Lennihan | AP):

На месте стройки нового Всемирного торгового центра. Сварщик. Нью-Йорк, 28 июля 2011. (Фото Mike Segar | Reuters):

Строительство Башни Свободы (ВТЦ-1). Построено уже 80 из 108 этажей, 30 августа 2011. Окончание строительства намечено на 2013 год. (Фото Mark Lennihan | AP):

Мемориал на месте крушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Как мы уже рассказывали, это 2 квадратных бассейна, расположенных на месте рухнувших небоскребов, 6 сентября 2011. (Фото Susan Walsh | AP):

Два бассейна с самыми большими водопадами в США, сделанными руками человека. Ощутить размеры бассейнов и высоту водопадов нам поможет сам президент США Барак Обама:

Бассейны спускаются вниз до подножия бывших «башен-близнецов». Они символизируют утрату жизни и физическую пустоту, вызванную террористскими атаками. Звук падающей воды должен будет имитировать звуки города. Около 400 белых дубов заполнят оставшуюся территорию Мемориальной Площади площадью 2.4 кв. км.

На бронзовых бортах Мемориальных бассейнов написаны имена погибших в результате теракта 11 сентября 2001 года.