Комикс второзаконие. Второзаконие. Это слово в других словарях

Введение.

Принятое название книги происходит от несовсем точного перевода в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: "должен списать для себя список закона сего". Вот это "списать… список" (как бы "вторично воспроизвести его") было передано переводчиками Септуагинты словом "деутерономио" (буквально "второй закон"), которое в 4-ом веке при переводе Библии Иеронимом на простонародную латынь (latina vulgata) было переведено как Деутерономиум, т. е. Второзаконие.

Еврейское название книги звучит как "элдех хаддэ барим" ("Сии суть слова"), что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (1:1). С точки зрения содержания Второзакония это еврейское название больше подходит к книге, т. к. в ней не "второй закон", а проповеди Моисея на тему Синайского закона.

Автор.

Структура книги.

Второзаконие построено по тому же принципу, что и так называемые вассальные договоры, формы соглашений, типичные для 2-го тысячелетия до Р. Х. Когда царь заключал договор со страной, находившейся на положении вассала по отношении к нему, то такой договор обычно состоял из шести частей: а) Преамбула; б) Исторический пролог (история отношений царя с его вассалом); в) Общее условие договора (призыв к искренней лояльности со стороны вассала по отношению к его сюзерену); г) Частные условия (подробное перечисление законов, исполняя которые вассал может конкретно выразить свою лояльность царю); д) Божественное свидетельствование (божества призывались во свидетельство договора) и е) Благословения и проклятия (за исполнение или неисполнение договора).

Структура Второзакония близка этой структуре, поскольку 1:1-4 образуют преамбулу; 1:5 - 4:43 исторический пролог; 4:44 - 11:32 отражают общее условие; главы 12-26 конкретные условия; главы же 27-28 содержат благословения и проклятия. (Конечно, Иегова, будучи единственным истинным Богом, не призывал других божеств во свидетельство Своего договора с Израилем.) Этим и прочим аналогиям уделяется особое внимание в данном комментарии.

Цель написания.

Хотя Второзаконие составлено по принципу "вассального договора", книга в целом скорее носит характер проповеди. Моисей проповедывал Израилю Закон, чтобы слово Божие запечатлелось в их сердцах. Его целью было привести народ к обновлению Завета, заключенного на Синае, т. е. добиться, чтобы евреи обновили свои обязательства перед Богом. Лишь предавшись безоговорочно в волю Господа, народ мог надеяться, что войдет в Обетованную землю, одержит победу над ее жителями, и станет сам жить в ней в процветании и мире.

На то, что Израилю вскоре предстояло войти в Обетованную землю, указывают во Второзаконии без малого двести упоминаний о "земле" (1:7). Моисей вновь и вновь побуждал народ "взять" землю (1:8), уговаривал их "не бояться" врагов (11:21).

Израиль должен был осознать, что земля была его "уделом" по воле Господа (4:20), потому что Бог подтвердил это "клятвою" (4:31), когда обещал дать эту землю их "отцам" (1:35). Им не следовало "забывать" (4:9) того, что Бог уже сделал для них и "слушаться гласа Его" (4:30), "бояться" Его (5:29), "любить" Его (6:5) и "прилепиться к Нему" (10:20). Каждое из слов, взятое в кавычки, часто встречается во Второзаконии, а сноски, данные в скобках, указывают, где можно найти комментарии на эти слова.

План книги:

I. Вступление: историческая обстановка, в которой Моисей произносил свои речи (1:1-4)

А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1)

Б. Когда произнес Моисей эти слова (1:2-4)

II. Первое обращение Моисея: исторический пролог (1:5 - 4:43)

А. Обзор могущественных деяний Божиих, которые Он совершил между Хоривом и Беф Фегором (1:5 - 3:29)

Б. Призыв подчиняться Закону и не служить идолам (4:1-43)

III. Второе обращение Моисея: обязательства, предусмотренные Заветом (4:44 - 26:19)

А. Краткое повторение Закона при Хориве (4:44 - 5:33)

Б. Повеления и предупреждения огромной важности (главы 6-11)

В. Свод конкретных законов (12:1 - 26:15)

Г. Декларация преданности и послушания (26:16-19)

IV. Третье обращение Моисея: повеление об обновлении Завета и провозглашение благословений и проклятий (27:1 - 29:1)

А. Повеление об обновлении Завета (глава 27)

Б. Благословения и проклятия (глава 28)

В. Подведение итога третьему обращению Моисея (29:1)

V. Четвертое обращение Моисея: подведение итога требованиям Завета (29:2 - 30:20)

А. Призыв к послушанию на основании Завета (29:2-29)

Б. Обещание благословений, если Израиль покается (30:1-10)

В. Последний наказ об "избрании жизни" (30:11-20)

VI. От Моисея к Иисусу Навнну (главы 31-34)

А. Назначение Навина и передача Закона на хранение (31:1-29)

Б. Песнь Моисея (31:30 - 32:43)

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44-52)

Г. Благословение Моисея (глава 33) Д. Смерть Моисея (глава 34)

Второзаконие … Орфографический словарь-справочник

- (Второзаконие), (В прописное), Второзакония, ср. (церк. лит.). Название одной из библейских книг Ветхого завета (пятой книги Моисея). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Пятая книга Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

Второзаконие, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Сущ., кол во синонимов: 2 девтерономия (1) книга (160) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ВТОРОЗАКОНИЕ - последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с кн. Исход) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование и место в… … Православная энциклопедия

Я; ср. [с прописной буквы] Религ. Пятая книга Ветхого Завета, одна из основных частей Пятикнижия Моисея (содержит проповедь единого для всех иудеев Бога и единого центра для отправления культа; название дано греческими переводчиками, т.к. книга… … Энциклопедический словарь

Второзаконие - евр. О варим. Второзаконие (Пятая книга Моисеева), т. е. второй закон, или повторение закона, охватывает два последних месяца сорокового года. Она содержит увещания Моисея (гл. 1 4) и повторение уже данного закона с некоторыми изменениями,… … Словарь библейских имен

Пятая книга Пятикнижия (См. Пятикнижие) (составной части Библии (См. Библия)) … Большая советская энциклопедия

Название пятой книги Моисея, впервые данное ей греческими переводчиками Библии, потому что она представляет собой как бы повторения законов, изложенных в предшествующих ей книгах. В еврейской Библии она просто называется по начальным словам ее:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мишнайот, т. е. Второзаконие. Часть VI , . Варшава, 1862 год. Типография С. Оргельбранда. Владельческий кожаный переплет. Сохранность хорошая. Второзаконие - пятая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всейБиблии. В еврейских…
  • Мишнайот, т. е. Второзаконие. Часть II , . Варшава, 1893 год. Типография Г. Ю. Рундо Тломацка. Владельческий переплет. Кожаный бинтовой корешок. Сохранность хорошая. Второзаконие - пятая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей…

пятая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками и означает (в еврейском тексте она называется ее первыми словами:). Книга эта не является, как думают многие, простым повторением закона, она является важным дополнением к нему (Втор 29.1 ), попыткой Бога научить народ Свой послушанию и любви. Имеется предположение, что эту книгу (полностью или частично) Моисей читал израильскому народу дважды - сначала в Кадес-Варни (Втор 1.2 ) перед предполагаемым входом в обетованную землю с юга, а потом второй раз за Иорданом против Иерихона (Втор 1.1,3 ) (через 38 лет). Из этой книги Господь взял слова закона, которыми отвечал искусителю в пустыне (Втор 6.13,16 ; Втор 8.3 ; Втор 10.20 ), а также слова, обобщающие смысл всего Ветхого Завета (Втор 6.5 ). Полагают, судя по 2Пар 34.24 , что именно эту книгу нашел в храме первосвященник Хелкия при царе Иосии (ср. Втор 17.18 ).

Это слово в других словарях

Второзаконие, книга - - пятая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги означает «повторение закона» (в еврейском тексте она называется её первыми словами: «Эти слова»). Книга эта не является, как думают многие, простым повторением закона, она является важным дополнением к нему (Вт 29.1), попыткой Бога научить народ Свой послушанию и любви. Имеется предположение, что эту книгу (полностью или частично) Моисей читал израильскому народу дважды - сначала в Кадес-Варни (Вт 1.2) перед предполагаемым входом в обетованную землю с юга, а потом второй раз за Иорданом против Иерихона (Вт 1.1,3) (через 38 лет). Из этой книги Господь взял слова закона, которыми отвечал искусителю в пустыне (Вт 6.13,16; 8.3; 10.20), а также слова, обобщающие смысл всего Ветхого Завета (Вт 6.5). Полагают, судя по 2Пар 34.24, что именно эту книгу нашел в храме первосвященник Хелкия при царе Иосии (ср. Вт 17.18).