Порядок государственной регистрации религиозных организаций. Регистрация религиозной организации. Ограничения для местных религиозных организаций

Регистрация религиозных организаций при их создании

Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации осуществляется, главным образом, на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) и в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2006 г.).

Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В нормах действующего законодательства отсутствуют определения понятий «религия», «вероучение», «совместное исповедание и распространение веры». Соответствующие критерии религиозной деятельности пытается установить судебная практика, хотя это не входит в функции суда. Так, в 2001 г. Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что изучение и воплощение в жизнь идей определенного вероучения не может рассматриваться как религиозная деятельность, если формы, в которых они проводятся, не являются специфическими для религиозных объединений. Поэтому нет оснований для ликвидации общественного объединения, которое осуществляло просветительскую, благотворительную деятельность, свойственную именно общественным объединениям.

Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций, однако правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные религиозные организации.

Религиозные организации классифицируются по видам. С точки зрения внутренней структуры, они подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.

При этом централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. Религиозные организации за право использования этих слов и словосочетаний в наименованиях своих организаций освобождаются от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены п. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Учреждения профессионального религиозного образования создаются централизованными религиозными организациями.

Так, деятельность Православной Церкви в России регламентируется Уставом Русской Православной Церкви. Другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат.

В соответствии с Уставом (ст. 3) юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.

Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами (ст. 5 Устава Русской Православной Церкви).

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Монастыри Русской Православной Церкви, которые открываются по решению Патриарха и Синода, могут быть зарегистрированы как юридические лица. Юридическими лицами являются также высшие, средние специальные духовные учебные заведения, создаваемые Синодом по представлению епархиального архиерея.

В 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси, в Русской Православной Церкви насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.

В настоящее время насчитывается 136 епархий Русской Православной Церкви, в том числе в России – 68, на Украине – 35, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, а также Бакинско-Прикаспийская епархия. В дальнем зарубежье насчитывается 8 епархий Московского Патриархата. Число архиереев составило 171, из них епархиальных – 131, викарных – 40, на покое – 13.

В России, странах СНГ и Прибалтике (за исключением данных по епархиям дальнего зарубежья) насчитывается 27393 прихода, монастырей – 708, в том числе мужских – 335, женских – 373; также насчитывается 389 монастырских подворий и скитов. Духовенство составляет – 29450, из них священников – 26158, диаконов – 3292. В мужских монастырях совершают свое служение 5920 насельников, в женских – 10072 насельницы. Число православных гимназий, лицеев, школ составляет 201, воскресных школ – 9920, православных молодежных центров – 431, церковных приютов – 130. Церковь окормляет 2867 больниц, 1578 детских домов и 1892 иных социальных учреждения. Действуют также 1433 церковных социальных учреждения: дома престарелых, богадельни, сестричества милосердия, благотворительные столовые, центры реабилитации для наркозависимых лиц и лиц, страдающих алкоголизмом.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации.

Для большинства юридических лиц в российском законодательстве предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации. Для религиозных организаций, по существу, сохраняется существовавший ранее разрешительный порядок государственной регистрации, что позволяет учитывать при регистрации специфику их правового статуса, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой – как субъектов публичных правоотношений, и необходимостью большего государственного контроля в некоторых сферах деятельности.

Закон не содержит перечня критериев, по которым можно выделить отдельные виды юридических лиц, подлежащие регистрации в специальном порядке, а содержит норму о том, что такой порядок может устанавливаться только федеральными законами.

Отступление от общего заявительного порядка регистрации в данном случае следует рассматривать как ограничение гражданских прав, допустимое в пределах, установленных ст. 1 ГК РФ, исходя из общих начал гражданского законодательства.

Таким образом, специальный порядок государственной регистрации может устанавливаться в отношении организаций, создаваемых для осуществления публичной (общественной, политической или религиозной) деятельности, в отношении которых федеральными законами установлены требования, связанные с приобретением ими публично-правового статуса и последующим контролем со стороны государства за деятельностью их как субъектов публично-правовых отношений.

При регистрации религиозных организаций, политических партий и некоторых других организационно-правовых форм юридических лиц предусматривается обязательная правовая экспертиза документов, представляемых регистрирующему органу. По общему правилу в отношении большинства форм юридических лиц такой экспертизы не предусматривается.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16 марта 2005 г. № 22 утвержден Перечень должностных лиц, принимающих решения о государственной регистрации общественных и религиозных объединений и осуществляющих контроль за их деятельностью.

К таким лицам относятся:

директор Федеральной регистрационной службы и его заместитель;

начальник Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений, его заместитель;

руководители территориальных органов Федеральной регистрационной службы, их заместители;

должностные лица Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений и территориальных органов Федеральной регистрационной службы, специально уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в данной области, или его территориальным органом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации религиозных организаций, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Росрегистрация подведомственна Министерству юстиции РФ.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о регистрации.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством РФ.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом в соответствующем субъекте России.

Если на территории России была зарегистрирована централизованная религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей, то она по смыслу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уже не является иностранной религиозной организацией и вправе выдавать соответствующие подтверждения своим структурным подразделениям на территории Российской Федерации, – разъясняется в письме Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях».

Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о регистрации централизованной религиозной организации, имеющей в своем составе местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными организациями, например, учреждения профессионального религиозного образования, принимается органом, принявшим решение о регистрации соответствующей религиозной организации.

В странах Центральной Азии государственной регистрацией занимаются органы юстиции, за исключением Таджикистана, где регистрация находится в ведении местных исполнительных органов и правительства. Для образования большинства религиозных организаций необходимо не менее 100 человек в Узбекистане, от 5 до 50 – в Туркменистане, 10 – в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.

Для государственной регистрации местной религиозной организации в Российской Федерации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

В случае регистрации местных религиозных организаций, входящих в централизованную организацию с единым вероучением, например Русская Православная Церковь, возможно представление соответствующего «типового» документа.

В уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации.

По смыслу закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации – территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, религиозные обряды и церемонии могут совершаться в жилых помещениях, но по смыслу п. 1 ст. 7 этого же закона помещения могут предоставляться для этих целей только участниками религиозной группы. Жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается (п. 3 ст. 288 ч. 1 и п. 2 ст. 671 ч. 2 ГК РФ).

Использование жилого помещения в качестве юридического адреса не запрещается. Но при этом религиозная организация должна уведомить регистрирующий орган, являющийся одновременно и контролирующим органом, о месте своего фактического нахождения.

В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен органом государственной власти государства нахождения этой организации.

Приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. № 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» определен порядок представления документов для государственной регистрации религиозных организаций.

Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций , а также образуемых ими религиозных организаций являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации, вправе продлить срок рассмотрения документов до 6 месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы . Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством РФ, а также регулируется приказом Министерства юстиции РФ от 8 октября1998 г. № 140.

Государственная религиоведческая экспертиза назначается в случае необходимости дополнительных исследований для:

подтверждения религиозного характера организации и определения или отсутствия установленных законодательством оснований отказа в ее регистрации в качестве религиозной организации с соответствующим наименованием;

выявления в особенностях вероучения и практики религиозного объединения наличия или отсутствия связи с действиями, совершенными участниками религиозного объединения, признанными в установленном порядке противоправными, для обращения в суд с иском о запрете деятельности религиозного объединения и ликвидации религиозной организации;

выявления необходимости приостановления деятельности религиозного объединения, в том числе в связи с проведением экстремистской деятельности.

Перечень задач при проведении государственной религиоведческой экспертизы определен с учетом потребностей правоприменительной практики в государственном регулировании миссионерской деятельности, ограничения деятельности организаций, проводящих религиозную деятельность, но зарегистрированных в качестве общественных, и в контексте противодействия экстремистской деятельности.

Однако в связи с тем, что сегодня отсутствует единое юридическое понимание определения религии, эксперты фактически руководствуются собственными представлениями о религии.

На основании принятого решения о государственной регистрации религиозной организации уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в ЕГРЮЛ. Форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе религиозной организации, утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 5 марта 2006 г. №150.

Единый государственный реестр юридических лиц ведется Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами.

Федеральная налоговая служба учредила журнал «Вестник государственной регистрации», в котором подлежат публикации сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

Органы юстиции также осуществляют ведение ведомственного реестра религиозных организаций для обеспечения выполнения возложенных на них функций.

В течение 10 дней после государственной регистрации юридическое лицо, в том числе религиозная организация, обязано зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

На основании постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2001 г. № А74-1998/00-К2-Ф02-21/01-С1 с ответчика – религиозной организации – были взысканы штрафные санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Судом были установлены следующие обстоятельства по делу.

Религиозная организация 15 июня 2000 г. обратилась в Министерство юстиции Республики Хакасия с заявлением о регистрации. 27 июня 2000 г. данное религиозное объединение было зарегистрировано, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации.

Данное свидетельство было получено религиозной организацией 10 июля 2000 г.; 18 июля 2000 г. ответчик обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет, т. е. спустя 21 день после регистрации в Министерстве юстиции Республики Хакасия.

Поскольку ответчиком нарушен 10-дневный срок подачи заявления о постановке на налоговый учет, начальник Налоговой инспекции 19 июля 2000 г. принял постановление о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Оплата штрафа ответчиком не была произведена.

31 июля 2000 г. Налоговая инспекция обратилась с исковым требованием в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Суд, удовлетворяя исковые требования, руководствовался ст. 83 НК РФ.

Учитывая, что ответчиком нарушен 10-дневный срок подачи заявления о постановке на налоговый учет, суд признал обоснованным привлечение его к ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет, установленный п. 1 ст. 116 НК РФ, согласно которой нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Установив, что ответчик дважды уведомлялся Министерством юстиции Республики Хакасия (7 июля 2000 г. и 14 июля 2000 г.) и Налоговой инспекцией (6 июля 2000 г.), судебные инстанции пришли к законному выводу о том, что с момента подачи заявления в Министерство юстиции Республики Хакасия 15 июня 2000 г. у ответчика было достаточно времени контролировать момент его государственной регистрации и своевременно встать на налоговый учет.

Ответчик не представил суду заслуживающих внимания доказательств, позволяющих сделать вывод об отсутствии его вины. Обязанность пройти государственную регистрацию корреспондировала с его второй обязанностью: в течение 10 дней после государственной регистрации зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Обе обязанности ответчика вытекали из требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Налогового кодекса Российской Федерации. Вина ответчика в форме небрежности имела место.

Довод ответчика о том, что регистрирующий орган не уведомил его о совершенной регистрации, не может быть принят во внимание для освобождения его от обязанности своевременной регистрации, такая обязанность для регистрирующего органа не вытекает из требований закона.

Кассационная инстанция нашла судебные акты постановленными в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании всесторонне исследованных доказательств.

Руководствуясь ст. 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил: решение от 9 октября 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 23 ноября 2000 г. Арбитражного суда Республики Хакасия оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

Под словосочетанием «учредитель (учредители) неправомочен» понимается несоблюдение предъявляемых законодательством требований к учредителям религиозных организаций (например, если учредители – несовершеннолетние граждане, без гражданства Российской Федерации и т. п.). Недопустимо превышение установленных законом правомочий для местных и централизованных организаций.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд (ст. 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Несмотря на то что п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 АПК РФ (ред. от 27 декабря 2005 г., с изм. от 2 марта 2006 г.) относят к компетенции арбитражных судов дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, а также об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, при решении вопроса о подведомственности дел в отношении религиозных организаций следует учитывать положения, сформулированные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11.

Разъясняя вопросы, связанные с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе определения подведомственности дел, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в п. 5 указал, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Соответствующие постановления, указывающие на неподведомственность дел, связанных с регистрацией религиозных организаций, были приняты федеральными арбитражными судами Московского, Поволжского, Северо-Западного, Уральского округов.

При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц об их ликвидации, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах и фактической деятельности общественных объединений.

Возможно и пытаюсь. Законы её обязательны для всех, независимо от национальности, должности, собственности и даже принадлежности к другим религиям, так как она не будет отделена от государства и будет отвечать за развитие человеческой цивилизации. То есть чиновничий аппарат государства это и институт религии. Их количество уменьшается кратно, а злоупотребления почти исчезают. Вот её основания.
Фразу - «Бог спасет Россию», часто повторяют верующие граждане России. Он действительно спасает, помогая сохранить здравомыслие сознания через способы организации веры. Обратите внимание политические режимы, только в какой-то отдельной стране, менялись на протяжении тысячелетий огромное количество раз. Но не смотря на временные влияния различных политических союзов, насаждаемой деспотии, человеческая цивилизация прогрессирует в своём развитии.
Источником целевого прогресса человеческой цивилизации является культура проектного мышления, которая формируется всеми религиями мира. Именно поэтому политические режимы управления постоянно меняются, а религии на протяжении тысячелетий остаются.
Наличие проективного мышления обнаруживается в способе существования любой религии «Бог – вера – институт религии». То есть знания о Боге, умения верить в его и закрепление, развитие навыков в институтах организации религии. В каждой религии есть организационные основы формирования проектного мышления. Подробнее в «Базовой этике – пособии для формирования проектного мышления», а в статье приведем примеры из основ организации Христианской религии.
Слова Господа «Я есть путь и истина и жизнь» являются основой для формирования проектного мышления:
- Путь всегда осуществляется в настоящее время;
- Истина способ возможного достижения будущего:
- Жизнь может существовать при бережном отношении к прошлому, его сохранению, накоплению и организации обучения.
Процесс проектного мышления может начаться с анализа фактов в настоящем времени, с предполагаемого будущего или оснований имеющегося прошлого. Регламентация организации проектов в различных ситуация заложена в Святой Троице, где устанавливается приоритетность использования в проекте настоящего времени или будущего, или прошлого времени, при сохранении их взаимосвязи, как основы существования Целого:
- Бог – Отец устанавливает границы Целого и основы взаимодействия с внешним миром;
- Бог – Сын возможности развития Целого и возможности взаимодействия внутри Целого;
- Бог –Дух Святой порядок сохранения и накопления Целого.
Подробнее о формированию проектного мышления «Базовая этика». Книга выложена на сайте философский штурм

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией:

Для государственной регистрации местной религиозной организации при её создании в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике подаются следующие документы:

1. (форма № Р11001 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств) - в 2-х экземплярах .

При представлении заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании

  • сведения об учредителях (листы А, Б, В и (или) Г заявления формы № Р11001)
  • сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (лист Е заявления формы № Р11001). В случае если право действовать без доверенности от имени юридического лица имеют несколько физических лиц, заполняется в отношении каждого такого физического лица.
  • сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лист И заявления формы № Р11001). Применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст. При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода.
  • сведения о заявителе (лист Н заявления формы № Р11001).


Наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.

2. Список лиц, создающих религиозную организацию , с указанием гражданства, места жительства, даты рождения - в 2-х экземплярах .

3. Устав религиозной организации -в 3-х экземплярах .

4. Протокол учредительного собрания религиозной организации - в 2-х экземплярах .

5. Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации - в 2-х экземплярах .

6. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе: об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей - в 2-х экземплярах .

8. Опись документов (при направлении почтовым отправлением).

Все документы, кроме учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Документы, необходимые для государственной регистрации религиозной организации, представляются не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании.

1. (форма № Р15001 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») - в 2-х экземплярах .

При представлении уведомления о ликвидации юридического лица обязательному заполнению подлежат:

  • сведения о заявителе (лист Б уведомления формы № Р15001).

Иные листы заявления заполняются при необходимости. Незаполненные листы, а также полностью незаполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого заявления не включаются. Подлинность подписи заявителя в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

ДГ решил разобраться, каким образом с точки зрения государства устроены религиозные организации, что позволяет им получать прибыль и сложно ли организовать новую церковь.

Мало кто знает, но любой храм, часовня, церковь, мечеть, синагога, молельный дом или еще какое культовое заведение — это официально зарегистрированное НКО. Некоммерческая организация, зарегистрированная в Минюсте, с уставом, проверками, налогами, доверенностями и даже печатью.

Святые отцы, настоятели, падре и верховные шаманы идут в кабинеты к чиновникам с папками документов, расписываются на нотариально заверенных копиях и молятся своим небесным покровителям о благосклонности работников Министерства юстиции и налоговой службы.

По идее, зарегистрировать свою религиозную организацию не так сложно. Например, у Православной Церкви Московского патриархата есть типовой проверенный устав для вновь создаваемых приходов. Но если у вас есть свое видение верховного божества и обрядов, то можно попробовать написать свой устав.