Загадки про птиц. Игры,загадки для детей осенью Он в полдень прогремел из тучки малой

Ко Дню защиты окружающей среды.

Действующие лица: З е м л и ц а, В о д и ц а, К и к и м о р а.

Возможное оформление задника сцены представлено на рис. 1.

Звучит фонограмма пения лесных птиц. На сцену с разных сторон выходят Землица (в зеленом сарафане, украшенном понизу цветами) и Водица (в синем сарафане, с голубым шифоном в руках) (рис. 2).

Водица. Здравствуй, сестрица Землица!
Землица. И ты здравствуй, сестрица Водица!
Водица. Ишь как ты разоделась-приукрасилась! Словно фея лесная.

Землица. Так мне положено четыре раза в году переодеваться. Вот уж лето наступило - я третий наряд сменила. Да и тебе, сестрица, грех жаловаться: вон как после зимы да весны посвежела, похорошела, аж светишься вся.
Водица. Что посвежела, не отрицаю. Шубу зимнюю сбросила. А снега по весне ручейками зазвенели, мне молодости да сил прибавили. Только недолго мне светиться придется.
Землица. Что за мрачные мысли?
Водица. Так ведь лето наступило, сама знаешь. А для меня лето - сплошное мучение. Все купаться пойдут в мои озера да реки. Замутят воды мои, замусорят. Ручейки родниковые затопчут, колодцы с водой студеной исчерпают. Где птицам и зверятам напиться будет?
Землица. Да и мне несладко придется. Как уберечь мне леса мои да поля от туристов? А ну как лужайки вытопчут, деревья поломают, порубят, поляны мусором засеют?! А страшнее всего - костры: там и тут жгут да не тушат! Того и гляди сгорю! И ты, Водица, не поможешь.
Вместе. Ох-ох-ох...
Водица. Как же нам, сестрица Землица, до людских сердец достучаться, чтобы бережнее к нам относились, не ранили зря?
Землица. А давай кричать будем, что, мол, больно нам, люди добрые!
Водица. Да как же кричать? Не умеем мы этого!
Землица. Умеем, сестрица Водица! Только по-своему. Я на обидчиков деревьями зашумлю.
Водица. А я водою забурлю!
Землица. Травы зашумят!
Водица. Птицы закричат!
Вместе. Звери зарычат!
Землица. Авось услышат нас люди, перестанут безобразничать.
Водица. На том и порешим.
Землица. А пока пойдем свои владения обойдем да обратно вернемся.
Водица. Здесь посидим рядком да поговорим ладком.
Вместе. Если туристы не пожалуют!

Уходят в разные стороны. На сцену, приплясывая, с мешком мусора за спиной выходит Кикимора.

Кикимора. Ой-ой-ой, сейчас заплачу! Бедненькие! Обижают их - замусорили, затоптали! Ой-ой-ой, как жалко! (Меняя интонацию.) Да так им и надо! Ходят тут чистенькие да расфуфыренные! А я не люблю чистоту. Я люблю, когда грязно и сыро, как у меня на болоте. И если леса, озера и реки не чистить, а только грязнить, они тоже превратятся в болота. Красота! (Разбрасывает из мешка мусор - смятые листы бумаги.) Вот вам! Получайте! Еще вот сюда кину и сюда. (Осматривается, остается довольна.) Вот так-то лучше будет! (Прислушивается.) Ой, кажется, Землица с Водицей идут. Сейчас меня здесь с моим художеством застукают! Куда же спрятаться? (Замечает зрителей.) Вы кто? Туристы? Отлично! Я как будто с вами, тоже туристка! (Прячется среди зрителей.)



На сцену с разных сторон выходят Землица и Водица.

Вместе (глядя на разбросанный по всей сцене мусор). Какой кошмар!
Землица. Пять минут назад здесь было идеально чисто!
Водица. Кто же это за такое короткое время так «разукрасил» нашу поляну?
Землица (замечая зрителей). Простите, я вас не сразу заметила. Здравствуйте! Вы туристы?

Дети отвечают.

Здравствуйте, ребята! Как вас много! Неужели это все (показывает на мусор) вы натворили?

Дети отвечают.

Вместе. Не вы? А кто?

Дети показывают на Кикимору, сидящую среди них.

Кикимора?
Кикимора. Я не Кикимора! Я туристка! Правда, ребятки?

Дети кричат «нет».

Землица. Кикимора, вот что я тебе скажу: уж какие бывают нерадивые туристы, но все равно на тебя они совсем не похожи!
Водица. Так что не прячься за детей, Кикимора! Выходи сюда к нам по-хорошему.
Кикимора. А по-плохому?
Землица . А по-плохому - мы тебя силой приведем! (Делают вид, что собираются идти за ней.)
Кикимора. Не надо! Все, иду сама. Добровольно-принудительно. (Поднимается на сцену.) И дальше что?
Водица. Немедленно собери мусор!
Кикимора. Еще чего!
Землица. Тебе не стыдно?
Кикимора. А почему мне должно быть стыдно? Вон они (показывает на зрителей) больше сорят!
Водица. Как ты можешь так говорить? Ведь ты же их совсем не знаешь!
Кикимора. Да все они одинаковые!
Землица. Неправда! Ребята, скажите, вы мусорите на природе?



Дети отвечают.

Водица. Вот видишь!
Кикимора. Врут! Все дети врут!
Землица. Ребята, давайте докажем Кикиморе, что вы не только никогда не мусорите, но и умеете быстро мусор убирать.
Кикимора. Ну-ну... Посмотрим! (Присаживается на пенек.)
Водица. Кто знает, какой мусор самый опасный? (Пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки.)

Землица. Мы проведем соревнование: кто больше соберет бумажек. Как только зазвучит веселая музыка, собирайте бумажные комочки в кучки.
Водица. А потом мы перебросим бумажки в мусорные мешки, а заодно посчитаем, кто же собрал больше.
Вместе. Договорились?

Музыкальное оформление: песня из мультфильма «Дед Мороз и лето» -«Вот оно какое, наше лето!»
Проводится конкурс «Собери мусор».

Землица. Ну что ж, как говорится: чистота - залог здоровья!
Кикимора. В смысле?..
Водица. Так ведь если окружающая среда будет здорова, будут здоровы и люди, живущие в этой среде.
Кикимора. Умные, да?
Землица и Водица. Не жалуемся!
Кикимора. А как насчет детей?
Землица. Ты что, Кикимора, сомневаешься, что наши дети умные да разумные?!
Водица. Они все учатся в школе. Не то что ты.
Кикимора. А мне учеба без надобности! Я и так все знаю. Я вот детей сейчас загадками забросаю - посмотрим, как они с ними справятся.
Землица. Да они твои загадки пощелкают, как белочки орешки! Правда, ребята?
Водица. Давай, загадывай свои загадки!
Кикимора. Лежал, лежал, а весной в реку убежал. (Снег.)
Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз.)
Горя не знает, а слезы проливает. (Туча.)
Шумит, гудит целый век, а не человек. (Ветер.)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман.)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь.)
Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса.)
Летит огневая стрела, никто ее не поймает - ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния.)
Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)
Через поля, через луга встала нарядная дуга. (Радуга.)
Водица. Кикимора, а ты почему про радугу две загадки загадала?
Кикимора. Потому что радуга мне больше всего нравится.
Землица. Значит, не все еще потеряно, раз душа твоя к красоте тянется. Может и Кикимора грамотной стать. Если, конечно, захочет.
Кикимора. Может, и захочу... А может, и нет...
Водица. Если бы хотела, не была бы такой злючкой.
Кикимора. Я не злючка! Я вреднючка!
Водица. Какая разница?
Кикимора. Большая! Я ведь почему вредничаю? Обидно мне, что ты вот, Землица, над лесами да полями старшей поставлена, а ты, Водица, над озерами да реками старшая. А мне что досталось? Болото! Кому нужны эти болота?! Ни вода, ни суша!
Землица. Кикимора, что ты говоришь? В природе не бывает ненужных вещей.
Кикимора. Это болота нужные?
Водица. Конечно. Из болота добывают торф. Это очень полезное удобрение.
Кикимора. Правда полезное?
Землица и Водица. Правда, правда!
Кикимора. Это хорошо. Но ведь по болоту ходить опасно. Я знаю!
Землица. По болоту ходить и не надо! Особенно детям. Это действительно очень опасно.
Кикимора . А вот по болотистой местности можно. Но очень-очень осторожно.
Водица. Вот ты и научи ребят ходить по болотистой местности.
Кикимора. А что, я могу! Там надо ходить вот так: с кочки на кочку, с кочки на кочку (показывает).
Землица. Пусть ребята тоже попробуют. У кого под сиденьями листы-кочки прикреплены, те и пойдут по болоту.

Проводится конкурс «С кочки на кочку». Игрокам предлагается пройти определенное расстояние, перепрыгивая с кочки на кочку. Для этого надо встать двумя ногами на одну кочку, другую положить перед собой и перепрыгнуть на нее, затем взять первую и вновь положить перед собой. Побеждает тот, кто таким образом первым придет к финишу. Музыкальное оформление - песня «Стой, кто идет?» гр. «Лимонадный Джо».

Водица. Молодец, Кикимора, хорошая это игра! Полезная.
Кикимора. А я еще много разных игр знаю!
Землица. А ты, оказывается, настоящая затейница!
Кикимора. Конечно! А вы все Кикимора да Кикимора. А у меня ведь имя есть - Кима! Вот!
Водица. Красивое имя! Теперь мы тебя так и будем называть.
Кикимора. Я и не возражаю.
Землица. Сестрица Водица, теперь твоя очередь загадки загадывать.
Водица. Тогда я загадаю рыбные загадки. Слушайте да отгадывайте, ребятки.
Через море-океан плывет чудо-великан. (Кит.)
Не человек, не зверь, а с усами. (Сом.)
Не кузнец, а с клещами. (Краб.)
Какая рыбка умеет исполнять желания? (Золотая.)

Приглашает ответивших на площадку.

Кикимора. Ну, золотая рыбка - это сказка!
Землица. Сказка не сказка, а всем хочется поймать золотую рыбку.
Водица. Золотую рыбку я вам не гарантирую, а вот обыкновенных предоставлю.
Кикимора. Ура! Тогда давайте проведем соревнование: кто больше поймает рыбок. Рыбаки всегда так делают, я видела. У меня, кстати, и удочки есть, и ведерки.
Землица. Я вижу, ты запасливая, Кима!
Кикимора. Да у меня этого добра навалом! Люди бросают, а я подбираю. Вот видите, пригодилось кое-что. (Выносит реквизит.)

Проводится конкурс «Ловись, рыбка». Участники выстраиваются на линии старта. Им выдают удочки и детские ведерки. На небольшом расстоянии от участников ставят небольшие чашки с рыбками на магнитах. Задача: добежать до чашек, поймать рыбку, вернуться к своему ведру, опустить туда свою рыбку и бежать за следующей. Побеждает участник, первым поймавший всех своих рыбок. Музыкальное оформление - песня «А в Подмосковье водятся лещи».

Еще хочу играть!
Водица. Кима, прежде чем начать другую игру, надо прибрать реквизит от этой.
Кикимора . Да пусть валяется! Мне он не нужен! У меня еще всяких вещиц много!
Землица. Вот видишь, ты опять засоряешь нашу полянку!
Кикимора. Это же не мусор!
Водица. Но брошенные вещи со временем превращаются в мусор.
Землица. Да и нельзя так относиться к своим вещам, их нужно беречь.
Кикимора. Людям, значит, можно, а мне нельзя! Несправедливо.
Водица. Но ты сейчас сама показываешь плохой пример детям.
Землица. Не упрямься, Кима. Давай приберемся и заодно освободим полянку для другой игры.
Кикимора. Так в лесу полянок много. Давайте перейдем на другую - чистую полянку.
Водица. Но если так каждый начнет относиться к местам отдыха, чистых полянок не останется.
Кикимора. Я об этом не подумала. Ладно уж, уговорили. (Собирает реквизит и уносит за кулисы.)
Землица . Вот молодец!
Водица. Можно продолжить наши забавы.
Землица. Кима, у тебя есть любимая игра?
Кикимора. А как же! Я люблю разные шалости!
Водица. Ну, если шалости безобидные, почему бы в них и не поиграть?
Землица. А еще лучше поиграть в смешалости.
Кикимора. Это что еще за смешалости? Я такого слова не знаю. А тем более игры.
Землица. Это очень забавная игра. Я научу в нее играть и тебя, и наших ребят. Приглашаю тех, кто сидит на крайних местах первых трех рядов, выйти к нам.
Кикимора. Это я мигом организую (составляет две команды по три человека). Мы готовы!
Землица. Каждой команде выдаем по листу ватмана и фломастеру. Первый участник каждой команды рисует голову любого животного, после чего лист складывается так, чтобы была видна только шея. Затем второй участник рисует туловище любого животного, не зная, чья голова уже нарисована, и тоже складывает лист так, чтобы туловища не было видно. Третий участник рисует ноги. А потом мы распрямим рисунки и увидим новый вид живого существа - смешалостик.
Кикимора. Ух ты! Это интересно. Давайте попробуем!

Проводится конкурс «Смешалости». Музыкальное оформление - песня «Я рисую».

Водица . А я могу смешать воду и сушу!
Кикимора. И получится болото!
Водица. Что у нас получится, сейчас увидим. А игра называется «Вода - суша». Но сначала отгадайте мои «мокрые» загадки.
Не лес, а шумит. (Река.)
Что в решете не унести? (Воду.)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
Между гор, между дол
Бежит белый конь. (Ручей.)
Посреди поля лежит зеркало -
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро, пруд.)
Не море, не земля,
Корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото.)

Ответившие выходят на площадку, встают в одну линию.

Если я скажу «мокрое» слово - надо прыгнуть назад, если «сухое» слово - прыгнуть вперед. Посмотрим, не запутаются ли ребята в моих смешалостях. Итак: речка - мосток - ручеек - лужа - кочка - море - берег - камень - озеро - трава - болото - полянка - океан - колодец - дорога - водопад - пруд - тропинка - вода - суша.
Кикимора. А ты, Землица, что будешь смешивать?
Землица. А я смешаю птиц и зверей. Но сначала...
Кикимора. Загадки?
Землица. Конечно. Должна же я убедиться, что ребята знают птиц и животных.
Кикимора. Я уверена, что знают! Сама же говорила, что они загадки как белки орешки щелкают.
Землица. Лишний раз убедиться - всегда пригодится. Правильно, ребята? Тогда начнем!
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит. (Лягушка.)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
Кто на свете всех сильнее? (Муравей.)
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка.)
Черный, проворный.
Кричит «крах», червякам враг. (Грач.)
Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
На болоте плачет, а с болота не идет. (Кулик.)
Шило впереди, клубок посередине, ножницы сзади. (Ласточка.)
Маленький шалунишка по дворам
шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Молодцы, ребятки! (Всех ответивших собирает на площадке.)
Водица . А теперь, Землица, пора и порезвиться.
Землица. Будем танцевать!
Кикимора. Что будем танцевать?
Землица. Веселую польку птиц и зверей. (Детям.) Я буду называть птицу или зверушку, а вы их в танце изображать. Договорились?

Проводится конкурс «Веселая полька». Дети танцуют как олени, зайцы, медвежата, раки, цапли, ласточки, обезьяны, лягушки, кенгуру, петушки, пингвины, лисички.

Кикимора. Во дают! Все умеют: загадки угадали, животных показали! Все! Иду учиться в школу! Хочу тоже все знать и уметь! (Собирается уходить.)
Водица. Кима, куда ты? Сейчас же каникулы!
Кикимора. Да? Это плохо.
Водица и Землица. Это хорошо!
Кикимора. А что такое каникулы?
Водица. Каникулы - это пора отдыха!
Землица. Именно поэтому мы и провели с ребятами эту программу, чтобы еще раз напомнить, что мы на земле - не одни. Рядом с нами растения и животные. И всем на этой земле должно быть уютно.
Водица. Так что отдыхайте, ребята, с пользой для здоровья...
Кикимора. И без вреда для окружающей среды!
Водица и Землица. Совершенно верно!
Кикимора. А в школу я все-таки пойду! Осенью. До встречи!
Водица. До свидания, друзья!
Землица. Всего вам доброго!

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.
«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!
А кто даёт нам молоко?
Кто даёт нам пух и шерсть?
У кого всё это есть?
Мы животных называем.
Чем они полезны, знаем.
1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)
2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)
3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)
4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)
5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети — пчёлы.

Они исполняют пчелиный танец.
Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки).

Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент — не для работы в огороде.)
2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)
3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)
4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное — овощи.)
5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное — фрукты.)
6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное — ягоды.)
7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное — крупы.)
8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное — корнеплоды.)

Игра «Съедобное — несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки


Синий мундир,
Зелёная подкладка,
В середине — сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,
А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети — в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.
Посадил дед репку.
(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)
Выросла репка большая-пребольшая.
(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.
Красный, круглый — это что? (Помидор.)
Зелёный, овальный — это что? (Огурец.)
Жёлтая, внутри белая, сладкая — это что? (Дыня.)
Длинный, белый, большой — это что? (Кабачок.)
Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле — это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.
Что растёт у нас на грядке?
Мы придумаем загадки.
Про горох и про картошку,
Помидоры и моркошку,
А ещё про огурцы.
Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а — абрикос, апельсин, арбуз, айва; б — банан, баклажан, брусника, бузина; в — вишня, виноград; и т. д.

Игра Что мы едим?

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:
— Салат. (Листья.)
— Капуста. (Листья.)
— Огурец. (Плод.)
— Помидор. (Плод.)
— Редис. (Корнеплод.)
— Свёкла. (Корнеплод.)
— Морковь. (Корнеплод.)
Много в нашем огороде
Есть и трав, и овощей.
Мы побудем на природе,
А потом наварим щей.
Что нам есть, мы это знаем.
Что съедобно — называем.

Игра Отгадай овощи

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:
— Ре… (Редис.)
— Ка… (Капуста.)
— Свё… (Свёкла.)
— По… (Помидор.)
— Мор… (Морковь.)

Игра Соберём урожай

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде…» — и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.
Огород у нас хорош!
Где ещё такой найдёшь?!
Что растёт, покажем.
И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,
Это свёкла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!

Игра Поварята

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра Приметы осени

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит

Игра Деревья, кустарники, травы

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника — должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) — приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:
— Дуб. (Поднимаем руки вверх.)
— Подорожник. (Приседаем.)
— Ель. (Поднимаем руки вверх.)
— Шиповник. (Стоим, опустив руки.)
— Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное — деревья.)
2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)
3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное — кустарники.)
4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)
5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные — лиственные.)

Игра Знаем, знаем!

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»
Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины — красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,
А внутри — дубочек. (Жёлудь.)

Игра Назови дерево

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра Листочки

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй — роль липы, в третьей — роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая — свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра С какого дерева листочек?

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.
Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
Листья на ветру кружатся.
Листья на траву ложатся.
Листья падают, летят.
Настоящий листопад!
Скоро мы гулять пойдём
И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Не мышь, не птица –
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,
А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали
И под куст убежали. (Ёж.)
Игра «Назови детёныша»
Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:
— У медведя кто детёныш? — Медвежонок.
— У лисы кто детёныш? — Лисёнок.
— У волка кто детёныш? — Волчонок.
— У ежа кто детёныш? — Ежонок.
— У белки кто детёныш? — Бельчонок.
— У рыси кто детёныш? — Рысёнок.
— У тигра кто детёныш? — Тигрёнок.
— У курицы кто детёныш? — Цыплёнок.
— У утки кто детёныш? — Утёнок.
— У коровы кто детёныш? — Телёнок.
— У лошади кто детёныш? — Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».
Загадки про насекомых
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Он с друзьями под кустом
Смастерил огромный дом.
Тащит ветку он из леса
Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,
Чёрные горошки.
Ты меня найдёшь
На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук
Сильно портит всё вокруг.
Он картошку любит,
Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра Кто где живёт?

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:
— Где зимой спит медведь? — В берлоге.
— Где живёт лиса? — В норе.
— Где живёт сова? — В дупле.
— Где выводит птенцов сорока? — В гнезде.
— Где зимой спит барсук? — В норе.
— Где живёт муравей? — В муравейнике

Игра Сойка

Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Сойка по лесу летела,
Во все стороны глядела.
(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)
На траву под дубом села,
(Приседаем.)
Спелых желудей поела.
(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,
(Шагаем на месте.)
Много желудей нашла.
(Разводим руки перед собой.)
Хочется напрятать их –
И больших, и небольших.
(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,
Ловко жёлуди запрячет.
(Прыгаем на месте.)
Их засунет меж корней,
Под листву и между пней.
(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)
И потом из каждой кочки
Быстро вырастут дубочки.
(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Вёрст не считает,
По дорогам не ездит,
А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,
Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,
Клубок посреди,
Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому
Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра Танец журавлей

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети — журавли. Они исполняют журавлиный танец.
Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

Post Views: 940

Загадки к праздникам для дошкольников

ЗАГАДКИ О МУЗЫКЕ:
1. Нас зовут, как ноты в гамме,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Спойте гамму вместе снами,
Коль такие молодцы!

2.Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент мой очень хрупкий,
Называется..(свирель)

3. Струн дано мне очень мало,
Но пока, что мне хватало,
Струны ты мои задень,
И услышишь:трень-трень-трень!
Ну-ка,кто я отгадай-ка,
Ну, конечно….(балалайка!

4. Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он,
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон)

5. У какого инструмента есть и струны и педали,
Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш…(рояль)

6. Движенья плавные смычка,
Приводят в трепет струны,
Мелодия издалека,
Поет про вечер лунный,
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Поет так нежно…(скрипка)

7. Громче флейты,
Громче скрипок,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен,
Наш веселый…(барабан)

ПЕСНЯ «РОМАШКИ»
1.Не гадай на ромашке,
Что ромашка? Трава.
Я скажу вам,девчата,
Вот такие слова:
Припев: Если, при встрече глаза горят,
И улыбаются губы,

Любит-не любит?

2. Нечем счастье измерить,
Не помогут слова,
Надо сердцу поверить,
А ромашка- трава!
Припев: Вон ее сколько:белым-бело,
Вечно гадай-не убудет,
А девчонка твердит за селом,
Любит- не любит?

3. Есть в России –примета,
Верят девушки ей,
Как с ромашками лето-
Так любовь горячей!
Припев: Если,при встрече- глаза горят,
И улыбаются губы,
Так зачем на ромашке гадать,
Любит-не любит?

ЗАГАДКИ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:
1. В лесу выросло, на стене висит, на руках не плачет
Кто слушает- пляшет (гудок)

2. В лесу-то тяп- тяп, на колени возьмешь- заплачет (балалайка)
3. Не кошено, не рожено, на коленях плачет (балалайка)
4. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, ребят созывает (барабан)
5. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит (гармонь)

6. Музыкант,певец, рассказчик,
А всего- труба да ящик (радио)
7. Не человек, а разговаривает (радио)

10. Любят дети с ним играть, любят дети с ним плясать,
На зарядке он нам нужен, а зовут его все..(бубен)

11. Ой,звенит, она, звенит, всех игрою веселит,
А всего лишь три струны ей для музыки нужны(балалайка)

13.Пять ступенек- лесенка, на ступеньке- песенка (ноты)

14. В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная, заиграет. только тронь,
Как зовут ее? (гармонь)

15. Очень весело поет, если дуете в нее,
Вы на ней играете и сразу отгадаете, ду-ду-ду, да-да-да,
Так поет она всегда, не палочка, не трубочка, а что же это…(дудочка)

16. Влесу то тяп-тяп, дома то ляп-ляп,
На кол ени возьмешь, заплачет (балалайка)

ЗАГАДКИ-СЧИТАЛКИ:
1. Над цветком цветок летает и порхает и порхает(бабочка)
2. Желтый одуванчик по двору идет желтый одуванчик зернышки клюет (цыпленок)

3. Что там белка на сучке шелушит без спешки
В чем как будто в сундучке спрятаны орешки (шишка)
4. Позже всех лесных друзей Сбросит он листву с ветвей (дуб)

5. Что за овощ с огорода нам кричит издалека,
Дайте мне побольше меда, а без меда я горька. (редька)

6. Один- под березой, другой –под осиной, иду я за ними
По тропке лосиной (подберезовик., подосиновик)

7. Завертелось, закружилось по тарелке покатилось,
Сочное, медовое, с буквой «я» знакомое.
А тарелка не простая, есть каемка золотая!(яблоко)

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ:
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (снег)

2. Как по небу с Севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала,
На поля, озерушки,
Белый пух да перышки (снегопад)

3. Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры, помчались с горы. (санки)

4. Я катаюсь на нем до вечерней поры
Но ленивый мой конь возит только с горы,

И коня своего за веревку держу.(санки)

5. Хоть сама и снег и лед,
А уходит- слезы льет. (зима)

6. Кто поляны белит белым, и на стеклах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины. (зима)

7. На всех садится, никого не боится.(снег)

8. Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (зимой)

9. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(зимой)

10. Пушистый ковер, не руками ткан, не шелками шит,
При солнце. При месяце серебром блестит (снег)

11. Появляются весной, нависают бахромой (сосульки)

12. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (сосулька)

13. Сели детки на карниз и растут все время вниз (сосульки)

14. Растет она вниз головою, не летом растет, а весною,
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет (сосулька)

15. Лежало одеяло, мягкое, белое,
Солнце припекло, одеяло потекло(снег)

16. Белая звездочка с неба упала мне на ладошку легла и пропала(снег)

17. Красавица какая, стоит светло сверкая,
Как пышно убрана, скажите, кто она? (елка)

18. Есть ребята у меня два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих, что за кони у меня?(коньки_)

19. Шел он долго, шел он тихо, иногда кружился лихо,
Землю в белое одел и мгновенно присмирел (снег)

20. Быстрокрылы и легки, сказочной зимою,
Что за чудо мотыльки кружат над тобою? (снежинки)

21. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь- вода в руке? (снежинки)

22. С неба звездочка упала,белая,хрустальная,
Я рукой ее поймала, а она растаяла ((снежинка)

23. Он веселый и смешной, с длинной, белой бородой.
У него в мешке игрушки: бусы, пряники, хлопушки,
Он всегда под новый год всем подарки раздает (Дед Мороз)

24. Он летает белой стаей, и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег)

25. Жил я посреди двора, где играет детвора,
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снег)

26. Что вверх корнем растет? (сосулька)

27. Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают, просто так себе летают (снежинки)

28. Скачет по лесу то взад, то вперед, воет, гудит и деревья трясет (вьюга)

29. Все белым-бело сегодня, и светло, хоть солнца нет, с неба сыплется холодный, белый, белый, мягкий (снег)

30. Две в руках, две- в ногах, не провалишься в снегах,
А проедешь без труда, только лягут два следа (лыжи и палочки)

31. Знакомы вам ее угрозы, она всем нам грозит морозом
Хоть в снег закуталась сама, кто гостья грозная?...(зима)

32. Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила(зима)

33. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит (Мороз)

34. У избы побывал, все окно разрисовал, у реки погостил во всю реку мост смостил (мороз)

35.Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось (снег)

36. С неба звездой, в ладошку –водой (снежинка)

37. Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал,
Мы поднять его хотели, а он к порогу побежал (сосулька)

38. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (елка,сосна)

39. Вот так загадка: глянешь- летает, на нос присядет сразу растает (снежинка)

40. Без досок, без топоров, через речку мост готов,
Мост, как синее стекло: скользко, весело,светло(лед)

41. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит (Мороз)

42. А ну-ка, ребята. Кто угадает? На10-х братьев двух шуб хватает? (рукавицы)

43. Мои новые дружки и блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся и мороза не боятся (коньки)

44. Мы проворные сестрицы быстро бегать мастерицы,
В дождь летим, в снег- бежим уж такой у нас режим (лыжи)
45. Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)
46. Зимой и летом в зеленую шубу одета (елка)
47. И лето и зиму своей шубы не снимает (елка)
48. Кого один раз в году наряжают? (елку)
49. Весь в шерсти, а кожи нет (валенки)
50. Треплют,катают, а зиму таскают (валенки)

51. Шел я зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и очках,
Вдруг по реке пронесся кто-то на металлических крючках,
Я побежал скорее к речке, а он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки, присел, подпрыгнул и исчез,
И долго я стоял у речки долго думал, сняв очки:
«Какие странные колечки и непонятные крючки!» (коньки)

52. Дел у меня немало, я белым покрывалом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня…(зима)
53. Пришла девушка Беляна побелела вся поляна (зима)
54. Всю зиму пролежал, весной в речку убежал (снег)

Загадки про овощи:
В детский сад, где наши дети
Очень весело живут,
Теплым солнышком налиты,
Свежим дождичком умыты,
В гости овощи идут.

1.Есть загадка для ребят,
Про меня так говорят:
Что я старый дед,
Во сто шуб одет.
Что все плачут от меня,
Что сердитый очень я. (ЛУК)

2.Я важный, я сочный,
У меня красные щечки. (ПОМИДОР)

3.Если бабушкина грядка
Солнышком согрета-
В грядке прячется загадка
Розового цвета. (РЕДИСКА)

4.Большая,как маленький слон,
На грядке она- чемпион. (ТЫКВА)

5.Он зеленый, презеленый,
Просто-загляденье!
Он и свежий и соленый,
Просто-объеденье!(ОГУРЕЦ)

6.Она важней всех овощей,
Для винегретов и для борщей,(СВЕКЛА)

7.Она растет на грядке,
Чтобы разбегались все микробы,
-Ты,простыл,голубчик?
-Съешь,хотя бы зубчик! (ЧЕСНОК)

8.Фиолетовое брюшко
С тонким хвостиком макушка,
Поколдуют повара,
И получится икра(БАКЛАЖАНЫ)

9.Любят девчонки, любят мальчишки,
Желтые зернышки на кочерыжке,
И это лакомство, солью натертое,
Съем, хоть на третье, хоть на четвертое. (Кукуруза)

10.Он все лето нагревался,
Сладким соком наливался,
Принести его с бахчи
Смогут только силачи!(АРБУЗ)

11.Красный,маленький стручок,
Обжигает язычок,
Больше пробовать не буду,
Я уже не дурачок. (перец)

12.Любопытный, красный нос,
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке,
Зеленые пятки.(Морковь)

13.На плетне зеленый крюк,
На плетне висит сундук,
В сундуке пять ребят,
Смирно, рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук,
Все рассыпались вокруг.(Горох)

14.Был зеленый плод-
Не просился в рот,
Положили в лежку,
Он сменил одежку,
Красную надел,
Для еды поспел. (Помидор)

15.Красна, а не калина,
Горька,а не осина,
Кругла,а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.(Редиска)

16.Весною повисло- все лето кисло,
А сладко стало- на землю пало! (Яблоко)

17.Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен я на вкус,
Кто я? как зовусь? (Арбуз)

18.Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я….(Подосиновик)

19. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.(Помидор)

20. Собираются в лукошки толстощекие матрешки,
В зеленых платочках, сарафаны в точках,
А матрешки все красны,
Очень сладки и вкусны.(Клубника)

21.Круглое,румяное, сочное и сладкое,
Очень ароматное,тяжелое,большое,
Что это такое? (Яблоко)

22.Красные сапожки в земле и в лукошке.(Свекла)

23.Круглая,да не мяч, желтая, да не масло,
С хвостиком, да не мышь.(Репка)

24.И зелен и густ, на грядке вырос куст,
Покапай немножко, под кустом…(Картошка)

25.Дом зеленый тесноват, узкий,длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят круглые ребятки,
Осенью пришла беда, треснул домик гладкий,
Поскакали кто? Куда? Круглые ребятки? (Горох)

26.Под сосною, у дорожки, кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы? (Гриб)
27. Кругло,да не арбуз, с хвостиком, да не мышь (Яблоко)
28. Зарывают одну, а вырывают двенадцать (Картошка)
29. В земляной сижу светлице, а коса моя на улице (Морковь)
30. Красная девица росла в темнице, люди в руки брали,косы срывали.(Морковь)
31. Над землей трава, под землей алая голова (Свекла)
32. 10 шуб имеет, ни одна не греет.(Лук)
33. Все меня любят, а начнут раздевать, так и слезы проливать! (Лук)
34. Голова большая, а шея тоненькая.(Капуста)
35. Головаста, форсиста, сорочек надела тристо, а нога одна.(Капуста)
36. 70 одежек, нет ни петельки,ни пуговки.(Капуста)
37. 70 одежек надето,а семи пуговиц не пришито (Капуста)
38. Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье ешь.(Капуста)
39. Летом в огороде свежие и зеленые, а зимой в болчке- желтые, соленые.(Огурцы)
40. Сам маленький, а шапку носит больше себя.(Гриб)
41. Сам маленький, а голова большая.(Гриб)
42. Кто растет со шляпой? (Гриб)
43.Сам только с палец,а шапку надевает(Гриб)
44. Без головы, а в шапке, с одной ногой, а без унтов (Гриб)
45. Один горемыка носит шляпу,а сам без головы,
У него одна нога, да и та без башмака (Гриб)
46. Верх у него белый, низ у него красный, одну свою ногу в землю вдавил (Гриб)
47. Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо пройдет, всяк поклонится (Гриб)
48. Стоит Ермошка на одной ножке, все его ищут, а он ни гугу! (гриб)
49. Красненький сапог, востренький носок, в землю зарыт, зеленый хвостик торчит (морковь)

50. Как на стежке, на дорожке вижу алые сережки,
За одною наклонилась, а на десять набрела,
Я клонилась, не ленилась, кружку с верхом набрала (Земляника)

51. Многочисленное войско собирает старый пень, тонконогие ребята подрастают каждый день,
По траве войска идут, грибники их тут найдут,
Лишь наклонишься немножко, поглядишь-полно лукошко.(Опята)

52. Блестящие шляпки надели ребятки, разбежались гуськом,
Оказались рядком.(Маслята)

53. Удивляется народ: водят чудный хоровод рыжие сестрички,
То грибы…(Лисички.)

54. В сенокос- горька, а в мороз- сладка, что за ягодка?(Рябина)
55. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке(Гриб)
56. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки, и крупной соли полмешка.(Капуста)
57. Неказиста,шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну,рассыпчата, вкусна!»(Картошка)

Загадки про животных (продолжение)
29. По реке плывет бревно, ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, нос откусит…(крокодил)
30.Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки (гусь)
31.Вышли с мамой налегке малые ребята, и поплыли по реке желтые..(цыплята)
32.Хвост крючком- нос пятачком,в лужах купается-как называется? (свинья)
33.Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок,
Пятачок-дырявый,а крючок вертлявый (свинья)
34.В доброй избушке старушка живет,
Порой на прогулку тихонько идет,
То в зарослях бродит, то выйдет к воде,
Хотя не выходит из дома нигде. (черепаха)
35.Круглый,как мячик, а не скачет,
Весь в иголках, а не елка, кто это? (ежик_)
36.Под соснами, поделками, лежит мешок с иголками.(ежик)
37.Кто над нами вверх ногами, ходит не страшится,
Упасть не боится (муха)
38. Этот маленький разбойник спит без простынь и пеленок,
Под коричневые ушки не кладут ему подушки,
У него 4 ножки,он гуляет без пальто.
Он калоши и сапожки не наденет ни за что.
Не сошьют ему рубашки,не сошьют ему штанов,
Не дадут ему фуражки,не спекут ему блинов.
Он сказать не может: «мама,есть хочу!»
А потому целый день мычит упрямо «Му-у»
Это вовсе не ребенок, это маленький …(теленок)
39.Много иголок, да все без ниток.(ежик)
40.В воде купался, да сух остался (гусь)
41.На заре встает, «Кукареку!» поет (петух)
42.Хвост с узорами, сапоги со шпорами (петух)
43.По двору ходит, цыплят водит, хохолок раздувает, малых деток потешает ((курица)
44.Желтый, словно одуванчик стал по комнате ходить, и у мамы клянчить «пи-пи-пи,подайте пить!» (цыпленок)
45.Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это?(петушок)
46.Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает (петушок)
47.Он в мундире ярком, шпоры для красы, днем он забияка, поутру- часы! (петушок)
48.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.(петух)
49. Первым просыпается пастух, раньше пастуха встает…(петух)
50.Круглый мячик, а не скачет, весь в иголках,а не елка (ежик)
51.Хоть и круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, головой горстью
Не возьмешь, потому, что это…(еж)
52.Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает (курица)
53.Пестрая крякуша ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку (утка)
54.Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор (петух)
55. Щиплет, гогочет, ущипнуть меня хочет, я иду и небоюсь, кто же это …(гусь)
56.Что за птица, людей не боится? Не летает высоко и поет «ко-ко-ко» (петух)
57.Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает? (петушок)
58.За стеною тонкой под шелковой пленкой
Плавает литой шарик золотой,
Стенку ты, не трогай подожди немного,
Стенка затрещит и шарик золотой выйдет сам собой ((цыпленок в яйце)
59.Удивительный ребенок только вышел из пеленок может крякать и нырять,как его родная мать (утенок)
60.Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу,когда кружусь (жук)
61.Вгустом лесу под елками осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками, фыркает и живой (ежик)
62.Схоронился под пенек с иголками клубок.(ежик)
63. На спине носит большой лес (ежик)
64.нос,как у свинки, да колючи щетинки (ежик)
65.Не елка, а колка, не кот, а мыши боятся (ежик)
66.Сидел на заборе пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал (петух)
67.Кто два раза родился, в первый раз гладкий, во второй раз мягкий и скоро петь научился (петух)
68.Хвост с узорами, сапоги со шпорами, по ночам распевает,
Время считает (петушок)
69.Не караульщик, а людей будит(петух)
70.Ходит пан на дворе, носит блины на бороде (петух)
71.Наступишь- квакает (лягушка)
72.Глаза бычьи, а сама с кулак (лягушка)
73.Не шагом ходит, не бегает, а только прыгает (лягушка)
74.Живет между двумя камнями, голова с четырьмя ногами (черепаха)
75.Сверху камень, снизу камень, четыре ноги, да одна голова (черепаха)
76.Низ у нее каменный, но не камень,
Верх у нее каменный, но не камень,
Четыре ноги, но не овца, голова змеи,но не змея(черепаха)
77.Толстушка-ползушка,дом-завитушка, поли по дорожке, ползи по ладошке, не спеши, рога покажи!(улитка)
78.Шевелились у цветка все 4 лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
79.Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста два развесистых куста (олень)
80.Это кто, это кто скачет по тропинке?
У кого, у кого ножки,как пружинки?
У кого, у кого на спине веснушки?,
Знаем, знаем, у кого, у речной…(лягушки)
81.Крылатые кошки в лесу объявились! Заохали мыши и в норки забились,
Мы вовсе не кошки, честное слово,
Но нас берегитесь!-воскликнули…(совы)
82.Не король, а в короне,Не гусар,а при шпорах,
На часы не глядит, а время знает (петух)
83.Не княжеской породы, а ходит в короне,
Не всадник, а со шпорами, сам рано встает, и другим спать не дает (петух)
84.Начальник не велик, а долго спать не велит(петух)
85.Гребень имею, не пользуюсь им, шпоры имею, не езжу верхом.(петух)
86.Косы до земли,а голос до неба (петух)
87. Кто на свете первый певчий? (петух)
88. Звонко цокают копыта, грива ветрами завита
Шерсть блестит на шее гладкой, угудайте, кто…(лошадка)

ЗАГАДКИ:
1.Чудо-юдо не мальчишка,
Нос, как хобот у слона,
На макушке само шишка, а рука всего одна.(чайник)
2.Я пыхчу,пыхчу. Пыхчу, больше греться не хочу,
Крышка громко зазвенела,все к столу,вода вскипела.(чайник)
3.Дляэтого коня еда-бензин и масло и вода,
На лугу он не пасется,по дороге не несется,
Чтобы я тебя повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резину,
И тогда,поднявши пыль,побежит…(автомобиль)
4.Дом на улице идет-на работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках(автобус)
5.Два колесика подряд их ногами вертят,а поверх торчком, сам хозяин крючком (велосипед)
6.Трещит,а не кузнечик, летит,а не птица, везет.а не лошадь (самолет)
7.Летит.как стрела,гудит,как пчела(самолет)
8.Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна за другой тянет всех за собой,
Вагончики зеленые бегут,бегут.бегут,
А круглые колесики все тук да тук да тук. (поезд)
9.Домна ножках, посреди окошко. Засветится окно- появится кино.
Живет в нем вся вселенная, а вещь необыкновенная (телевизор)
10.Через поле и лесок подается голосок,
Он бежит по проводам, скажешь здесь,а слышно там
По бокам коробки кругленькие кнопки,
Тут же рядом в уголке ручка с трубкой на шнурке.(телефон)
11.Поверху волшебный круг и меня услышит друг (телефон)
12.Без ног,а хожу, рта нет,а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.(будильник)
13.Он идет, а мы бежим, он догонит все равно,
В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук, нет, не пустим милый друг! (дождь)
14.Ой,звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего лишь три струны ей для музыки нужны,
Кто такая отгадай-ка, это наша …(балалайка)
Балалайка,балалайка. Веселее заиграй-ка!
15.Кто всю ночь по крыше бъет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает (дождик)
16.Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи,меня ищи.(капуста)
17.Ярко-желтый, ароматный, кислый, но на вкус приятный,
Очень хорош с чаем он, называется…(лимон)
18.Куклу я кладу в кровать,но она не хочет спать,
Я тогда ее качаю,одеялом укрываю,
Кукла же лежать не хочет, поет песни и хохочет,
Удивляется ей Яшка, это кукла…(Неваляшка)
19.Круглый, мягкий,полосатый,нравится он всем ребятам,
Может долго он скакать и совсем не уставать,
На пол бросишь ты его-он подпрыгнет высоко,
Скучно не бывает с ним, мы играть в него хотим(мяч)
20.Круглый, яркий и тугой естьи голос-бас густой,
А басит он лишь тогда,когда бъют его в бока деревянные дубинки
Выбивают дробь на спинке, но ему совсем не больно,
Рад он очень и доволен(барабан)
21.Отгадай загадку, кто мы в ясный день сидим мы дома,
Если дождь у нас работа-топать, шлепать по болотам (резиновые сапоги)
22.Отгадайте-ка загадку: он круглый и гладкий, он ловко скачет.что это? (мячик)
23.Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял. А я башмачок потеряла тогда же, кто я такая? Кто тут подскажет? (золушка)
24.Это что за очень странный человечек деревянный, на земле и над водой, ищет ключик золотой, всюду нос сует свой длинный, кто же это? (буратино)
25.Мною можно умываться, я умею проливаться, в кранах я живу всегда,
Ну,конечно …(вода)
26.Пять ступенек-лесенка, на ступеньках-песенка.(ноты)
27.Глазки голубые, кудри золотые,губки розовые, наклонишь вправо- скажет:«мама»,наклонишь влево-замолчит.(кукла)
28.Звонко цокают копыта,грива ветрами завита,
Шерсть блестит на шее гладкой, угадайте,кто? (лошадка)
29.Шевелились у цветка все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел,он вспорхнул и улетел(бабочка)
30.Вруки ты ее возьмешь, то растянешь,то сожмешь,звонкая,нарядная, русская, двухрядная, заиграет, только тронь, как зовут ее? (гармонь)
31.Очсень весело поет,если дуете в нее, вы на ней играете и сразу отгадаете,ду-ду-ду,да-да-да,так поет она всегда.
Не палочка,не трубочка, а что же это? (дудочка)
32.Служит дорогой Отчизне старший брат, охраняет наши жизни он, кто это? (солдат)
33.Возле бабушкиных ног, прыгал, прыгал белый колобок,он вертелся, он резвился и в носок вдруг превратился(клубок)
34.Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли,
Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны.(плита)
35.В этом сундучище мы храним на полках пищу,
На дворе стоит жарища, в сундуке- холодища.(холодильник)
36.Что скажи за ящик это? В нем продукты даже летом в белом инее лежат,
За белой дверцей стужа, лед, там Дед Мороз,друзья живет (холодильник)
37.Что за кнопочка,нажми, у порога, подожди,И тебе откроют дверь: заходи, ты гость теперь,если пуговку нажмешь и немного подождешь-
Дверь приотворяется, мама появляется (звонок)
38.Привела я солнце за свое оконце,к потолку подвесила,стало дома весело. (лампа)
39.Выше леса, выше гор разгорается костер,
Рады этому костру взрослые и дети, потому, что от него всем тепло на свете (Восход Солнца)
40.Появилась в небе клякса-удивительная плакса!
Если клякса заревет, разбежится весь народ!
Только ветер был хитер: налетел и кляксу стер. (туча)
41. Прыг-скок,прыг-скок, разыгрался колобок,
Выше Ани скачет, ой,да это…(мячик)
42.Нарисую,что хочу, только носик подточу (карандаш)
43.Быстро,быстро завожусь, но не еду, а кружусь (юла)
44.Я эту загадку в карман положу,
Достану, потом на себя погляжу! (зеркальце)
45.Все лето стояли.зимы ожидали,
Дождались поры,помчались с горы (санки)
46.Я катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу.(санки)
47.Большая птица, стальная птица,
За облака сейчас умчится,
Отважный летчик ее ведет,
А птица эта…(самолет)
48. Упадет-не плачет, ножек нет,а скачет (мячик)
49.Я всегда в бумажках ярких, встретишь ты меня в подарках, очень сладкая на вкус, угадай. Как я зовусь…(конфета)
50.Любят дети с ним играть, любят дети с ним плясать,
На зарядке он нам нужен,а зовут его все…(бубен)
51.Носится, свищет, мечется. Рыщет,где пробежит,листик жрожжит, где пронесется,дерево гнется (ветер)
52.Он пришел,наполнил кадки, полдивал усердно грядки, с шумом окна промывал, на крыльце потанцевал, побродил по крыше вволю,
И ушел по лужам в поле..(дождь)
53.Кто всю ночь по крыше бъет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает (дождик)

ЗАГАДКИ ПРО ЗВЕРЕЙ:
1.Маленькие ножки боятся кошки, живет в норке,любит корки(мышка)
2.Маленький шарик под лавкой шарит (мышка)
3.Живет в норке грызет корки, небольшие ножки, боится кошки (мышка)
4.По веткам скачет, да не птица, рыжая,да не лисица, (белка)
5.Быстрый. маленький зверек по деревьям скок-скок,
Кто грибы на сучьях сушит, чтоб зимой не голодать, в погребок пойдет покушать и в гнездо скорее спать? (белка)
6. Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка)
7.Кто на ветке шишки грызи бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет сушит на зиму грибы? (белка)
8.На сучке висит грибок, кто его повесить мог?.
Без шеста, без лесенки высоко повесили (белка)
9.Не люди, а еду на зиму запасают. (белка)
10.На дереве ловкий, на земле- прыткий, а сам совсем маленький.(белка)
11.Невелика, рыжевата, хвост долгий и косматый, на дереве живет и орешки грызет (белка)
12.То рыжая, то серая,а прозваньем белая(белка)
13.Бежит,летит игриво, за дерево цепляется (белка)
14.Быстрая,с дерева на дерево перепрыгивающая (белка)
15.Коньв лесу, хвост трубой.(белка)
16.Хвост пушистый дугой вам знаком зверек такой?
Острозубый. Темноглазый, по деревьям может лазать…
Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.(белка)
17.Маленький рост, пушистый хвост, орешки собирает, на зиму запасает (белка)
18.Хожу в пушистой шубе,живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу (белка)
19.Светки на ветку, быстрый,как мяч Скачет по лесу рыжий циркач,
Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка)
20.А в сосне дупло, а в дупле- тепло, а кто в дупле живет в тепле? (белка)
21.Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет в деревнях кур крадет (лиса)
22.Хитрая плутовка,рыжая головка, хвост пушистый-краса! А зовут ее …(лиса)
23.Этот зверь опасный,ходит в шубе красной, живет в норе в лесу все знают хитрую…(лису)
24.Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать(лиса)
25.Если знаешь ты зверей,назови их поскорей,длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрища (лиса)
26.Всегда обманывает, вечно хвастает (лиса)
27.Красива на цвет, быстра не бег, обманщица с пушистым хвостом (лиса)
28.Маленькие, черненькие,хоть какого кота с места стянут (мышки)
29.Бел,как снег,надут,как мех на лопатах ходит (гусь)
30. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет (мышка)
31.На четырех лапках с хвостиком, по двору гуляет, громко лает, в дом чужих не пускает (собака)
32.Кто виляет весело хвостом, кто умеет сторожить свой дом?
Кто грызет большую кость в углу?кто калачиком свернулся на полу?
Кто кота прогнал из кухни прочь? Кто пролаял напролет всю ночь? (пес)
33.Заворчал живой замок, лег у двери поперек? (собака)
34.Гладишь-ласкается, дразнишь- кусается.(собака)
35.На коврике загадка похрапывает сладко,
Сейчас она проснется и мой носок найдется (собака)
36.Днем лежит и молчит, ночью лает и ворчит,
Как к хозяину идет он знать подает (собака)
37.Кто это? Голос громок, а хвост калачом? (собака)
38.С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком (собака)
39.Кого боится мышка, кто бежит за ней вприпрыжку,
У кого на каждой лапке коготки-царапки? (у кошки)
40.Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кошка)
41.Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается (кошка)
42.Поймать добычу хочется, осторожно он охотится,
Кто же мышку,дети ждет? Это серый Васька…(кот)
43.Мохнатенькая, усатенькая, по кладовочкам рыщет,
сметанку ищет? (кошка)
44.Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко и умылся мягкой лапкой, берегись, мышиный род, на охоту вышел …(кот)
45.Эта загадка, зажмурившись сладко любит рассказывать сказки,
Ходит возле коляски,хвостик-пушистый шнур, слушаешь сказку? Мурррр…. (кошка)
46.То мурлычет,то играет,то куда-то удирает, убегает далеко,
А когда придет обратно, то мурлыкает, из блюдца пъет сырое молоко (кошка)
47.Мыши играют на столе, когда его дома нет (кот)
48.Спереди клубок, посредине мешок, а сзади коромысло (кошка)
49. Зубатый, мохнатый, как есть начнет,песенки поет(кот)
50.Без лесенки на чердак прыгает (кошка)
51.Через поле напрямик скачет белый воротник (заяц)
52.Ночью не спит. Мышей сторожит (кот)
53.Видали вы его не раз он скачет в двух шагах от нас,
«чирик-чирик, чирик-чирик, кто к этой песенки привык?(воробей)
Меньше тигра, но немного больше крупной рыжей кошки, на суку она обычно притаившись ждет добычу, не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит…(рысь)
54.Думал кошка, крикнул:»брысь!» оказалось,это…(рысь)
55.Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти,рожки, с виду кролик,но не верь: страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь: «брысь!» потому, что это…(рысь)
56.Зимой беленький, летом серенький, никого не обижает, а сам всех боится (заяц)
57.Белый на болом написал,где бегал рыжая прочтет, белого найдет (заяц и лиса)
58.Прыг-скок, прыг-скок, длинноушка, белый бок (заяц)
59.Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.(заяц)
60.Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (зайка)
61.Кто зимой белый, летом серый (заяц)
62. Быстрее воды, белее снега (заяц)
63. Уши,как у осла, лапы,как у собаки, прыгает,как коза. (заяц)
64. Не барашек,и не кот, Носит шубу целый год, шуба серая,для лета,
Для зимы другого цвета (заяц)
65.Хволст крючком, нос пятачком, в лужах купается, как называется? (свинья)
66.Летом наедается, зимой высыпается (медведь)
67.Кто осенью спать ложиться, а весной встает? (медведь)
68.Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна(медведь)
69.Когда я голодный, меня не встречай,
Я щелкну зубами и съем невзначай(волк)
70.Он большой, и косолапый, мед он ест из ульев лапой,
Он веселый шалунишка, ну, конечно это…(мишка)
71.Серый, зубастый, в лесу воет, по полю рыщет, ягнят, телят ищет (волк)
72.На спине иголки длинные и колкие,а свернется в клубок, нет ни головы,ни ног (ежик)
73.»Чик-чирик» к зернышкам «прыг», клюй, не робей, кто это..(воробей)
74.Все иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят
Молока они хотят (ежик)75. Крыластый, горластый, красные ласты (гусь)
75. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
76.Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под въюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)
77.Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,а всю зиму напролет снится мне душистый мед. (медведь)
78.Он, как елка весь в иголках, ловит смело страшных змей, и хотя оночень колкий, обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(еж)
79.С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет (коза)
80. Живу я возле елки у просеки лесной,
Ношу с собой иголки хоть я и не портной. (еж))
81.Остроносый,круглый,колкий, нацепил шипы, иголки,
Защитил себя, всего, уж, на что зубасты волки, а не могут взять его (еж)
82.Ползун ползет, иголки везет (еж)
83.Я колючий, меня не возьмешь, я называюсь..(еж)
84.Старушка ползет, иголки везет (черепаха, улитка)
85.Летит,пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит, сядет и укусит (комар)
86.Я люблю трудиться, не люблю лениться, по цветам летаю, мед собираю, я уж много припасла, как зовут меня?(пчела)
87.Лежала между елками подушечка с иголками, тихонечко лежала, потом вдруг побежала (еж)

1) Вертишь головой. 3) Бежишь быстро.

2) Бреешься по утрам. 4) Хочет конфет.

А) II спряжение. Б) I спряжение. В) Разноспрягаемые.

Ключ к тесту «Глагол»: 1 – б; 2 – а; 3 – б, в; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – 1а,2б,3в; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – а, б; 16 – 1а, 2б, 3б, 4в.

Местоимение

Определите местоимения в тексте.

Я услыхал сегодня первый гром –

Он в полдень прогремел из тучки малой;

А через час цветок гвоздики алой

Уж распустился в цветнике моем

И весело кивал мне головою,

Обрызганный весь влагой дождевою.

А. Голенищев-Кутузов.

Определите падеж местоимений.

Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня .

И кто-то мне газеты шлет,

И кто-то мне одежду шьет,

И кто-то учит роль

И для меня волнуется,

И где-то кто-то учится,

Как успокоить боль,

Чтоб мне ее не знать!

И потому беру тетрадь

И, что-то напевая,

Стихи пишу тому,

Кого еще не знаю.

Э. Мошковская.

3. Ответь на вопросы неопределенными местоимениями. Как они пишутся?

1) Кто поет в лесу? (Кто-то).

2) Какие птицы начинают говорить?

3) Кто принесет энциклопедию?

4) Чье пальто висит в прихожей?

5) Какое стихотворение выучишь?

6) Сколько у нас томов энциклопедий?

7) Что ты хочешь сказать?

Исправьте неверное употребление местоимений.

1) Я хочу сказать вам кой-(чего) .

2) Я принес вам чего-(то) .

3) Чего-(нибудь) придумаем.

4) Кто-(то) из женщин вошла сюда.

5) Я взял ихние вещи.

6) Евойный щенок очень красивый.

Игра «Редактор».

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Как(то) раз во дворе из собачьей миски

Чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у нас весь обед евонный

Закричала хрюша-мать: «Отойди от будки!»

Детям надо наполнять ихние желудки!

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки!

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день!»

Говорю про поросят – намекаю на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам!

6. «Угадай-ка!»

А) 2 личных местоимения – и помехи автомобилю на дороге. (Я - мы).

Б) 3 личных местоимения – и окна чистые. (Вы – мы - ты).

В) Переставь буквы в ай и он à местоимения (Он; я [йа]).

Г) Какие местоимения самые «глазастые»: все видят, на все указывают? (Указательные).



Д) Как сказать местоимениями, если «непонятно кто непонятно что делает»? (Некто делает нечто).

Наречие

Отгадайте загадки и найдите в них наречия.

2. Образуйте от прилагательных наречия. Какие вопросы вы задавали?

Игра «Подбери пару».

Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст, вставляя наречия.

Закончите пословицы.

А) Стреляет..., но... .

Б) Кто ест..., тот работает... .

В) ... стелет, да... спать.

Г) Кончил дело – гуляй... .

Д) Золотые руки у того, кто обучен... .



Е) В гостях..., а дома... .

Ж) Называться человеком..., а быть человеком... .

З) ... подумай, а... говори.

И) Береги платье..., а честь... .

К) ... мил не будешь.

Распределить наречия по вопросам: как? куда? каким образом?

Друзья-товарищи

С. Маршак.

7. Уж замуж невтерпеж. Какое правило иллюстрирует эта фраза? Примените его в этом задании.

– В настеж (?) открытые окна вдруг заглянула весна.

– Вокруг была серо-зеленая, сплош (?) в васильках рожь.

– Враги упали навзнич (?) на мокрый песок.

– Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскач (?) ?

– Поезд пришел точ(?) -в-точ (?) по расписанию.

– Мне было невтерпеж (?) открыть коробку.

Ответь одним словом».

Начинать сызнова – ...,

Смотреть надменно – ...,

Не проснувшись как следует – ...,

Обидел необдуманно – ...,

Сделал исподтишка – ...,

Смотреть исподлобья – ...,

Известно с давних пор – ... .

Собери урожай в корзины».

10. Образуйте от существительных и прилагательных наречия на -ому, (-ему), -цки (-ски).

А) Медведь, лиса, заяц, рысь, тигр, кот.

Б) Кавказ, матрос, царь, сын, мать.

11. Приведи примеры наречий, которые пишутся через дефис.

Например: чуть-чуть, тихо-тихо.

Определите части речи.